Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе

Фарида Сиразутдинова
Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе

Цели:

1. Уточненить артикуляции изолированных звуков «С» и «З» с опорой на артикуляцию и кинетические ощущения.

2. Развивать фонематический слух на материале словосочетаний и предложений.

3. Научить дифференцировать звуки «С» и «З» в словосочетаниях и предложениях.

4. Формировать операции фонемного анализа.

5. Развивать линейную вербальную память в пределах 6 единиц.

6. Формировать операции лексико-синтаксического анализа (определять количество слов, место слова в предложении).

Лексический материал:

Предложения для развития фонематического слуха:

1. Предложения для определения уровня развития фонематического слуха:

У Зои разболелся зуб. Мама приготовила вкусный суп. Саша ест свежую сайку. От лисы убегает зайка.

2. Слова для дифференциации согласных «С» и»З» на материале словосочетаний:

сыр: вкусный, свежий, солёный; змея: опасная, полосатая, скользкая; стакан: прозрачный, грязный.

3. Дифференциация согласных звуков «С» и «З» на материале предложений: Саша и Лиза рисуют самолёт.

4. Спелый арбуз; сильный мороз; звонкий голос; старый зонтик; злая собака.

5. Предложения для формирования операций лексико-синтаксического анализа:

Лиза нарисовала красные звёзды. Света завязала золотой бант. Захар принёс сочный ананас.

6. Стихотворение «Ждите нас» для формирования операции фонемного анализа.

Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звёзды

Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо!

Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь – мы вернёмся

Лягут словно рельсы. Живы, невредимы.

Оторвёмся от земли мы,

7. Цепочки слов, насыщенных согласными «С» и «З»для составления предложений и развития навыков дифференциации согласных звуков «С» и «З»:

За, собака, забором, залаяла; зубы, у, разболелись, Сони, сильно; за, собака, гналась, зайцем; взяла, зайца, собака, след; оборвалась, песня, внезапно, звонкая; в, стог, змея, сена, уползла; звонко, в, запел, саду, соловей; лепестки, Соня, и собирали, Зоя, роз; на, засверкала, кустах, роса.

Оборудование:

Предметные картинки (сыр, змея, стакан).

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

2 этап. Подготовка к восприятию новой темы.

- Сядет тот, кто вспомнит и назовёт слова со звуком «С», «З».

3 этап. Развитие фонематического слуха.

- Повторите за мной звуки, почувствуйте по произношению как ведут себя органы в ротовой полости (язычок, губы, зубы): С, К, З, У.

- Произнесите звук «С». Почувствуйте, где находится язычок, как ведут себя губы? (губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние резцы).

- Произнесите звук «З». Почувствуйте, где находится язычок, как ведут себя губы? Язычок и губы ведут себя одинаково, но звуки разные. Почему? Положите ладонь на горло. Произнесите «С», «З». При произнесении «З» ощущаем как работает горло, слышен голос. Поэтому «З» звонкий, он произносится с голосом, а «С» глухой, голос не слышен.

4 этап.

Учить дифференцировать звуки «С» и «З» на материале словосочетаний. Развивать фонематический слух.

- К словам-предметам подберите подходящие слова-признаки с этим же звуком (см. л. м. п. 2). Выделите звуки «С» и «З» в каждом слове.

5 этап. Развитие фонематического слуха на материале предложений.

А) Инструкция:

- Слушайте предложения, если я ошибусь, исправьте (см. л. м. п. 1).

Б) Инструкция:

- Слушайте предложение, какое слово лишнее (см. л. м. п. 3?

- Молодцы, вы правильно выполнили задание и научились слышать разницу в звуках «С» и «З».

В) Инструкция:

- Прочтите словосочетания и составьте предложения. Запишите (см. л. м. п. 4). Произнесите предложение так, чтобы были слышны звуки «С», «З» в словах.

6 этап. Формирование операции лексико-синтаксического анализа на материале слов, насыщенных звуками «С» и «З».

- Слушайте предложение (см. л. м. п. 5).

- Подсчитайте количество слов в предложении.

- Назовите третье слово, второе, первое, четвёртое.

- Назовите главные слова.

- Запишите предложение в тетради в виде схемы.

- Проверим, кто правильно записал (вызываем двух детей, если один правильно записал, а второй - неправильно. Дети находят правильную схему).

- Проговорите предложение. Определите, какой из звуков есть в словах. Запишите соответствующую букву в начале, середине или конце слова.

- Света завязала золотой бант.

- Захар принёс сочный ананас.

7 этап. Формирование операций фонемного анализа.

- Выпишите из текста стихотворения слова с согласными «С», «З». Подчеркните согласную «З» зелёным карандашом, согласную «С» – синим. Найдите слова с согласными «С», «З», запишите их в тетрадь графически, в виде слоговой схемы и найдите слоги с согласными «С», «З», определите их место в слове и запишите в схему (см. л. м. п. 6).

8 этап. Составление предложений и развитие навыка дифференциации согласных «С» и «З».

- Из данных слов составьте предложения. подчеркните согласную «З» зелёным карандашом, согласную «С» – синим.

(см. л. м. п. 7).

Итог.

- Чему вы научились на занятии? (различать, правильно произносить и писать в словах согласные звуки «С» и»З»)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация твердых и мягких согласных» Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных. Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Конспект урока «Русские народные песни и пляски» во втором классе Конспект урока по теме: «Русские народные песни и пляски» во 2-м классе Цель урока: приобщение детей к русской народной культуре.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Конспект урока по окружающему миру во втором классе «Про кошек и собак» Подготовила учитель начальных классов КУ ОШ № 8 г. Енакиево Брикунец Л. И. Окружающий мир 2 класс Тема: Про кошек и собак. Кошки.

Конспект урока во втором классе по математике «Треугольник» .

Конспект урока во втором классе по русскому языку в Скош 8 вида «Большая буква в именах и фамилиях людей» Конспект урока во 2 классе по русскому языку на тему: «Большая буква в именах и фамилиях людей». Цель: повторение ранее полученных знаний.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок «Обучение грамоте. Письмо» в 1 классе по теме «Упражнение в чтении и письме» УМК Гармония Урок 70 Тема урока: упражнение в чтении и письме. Цель урока: закрепить умение писать слова с изученными буквами, находить «опасные места».

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе
Опубликовано: 5 марта 2017 в 11:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект проведения занятия по знакомству детей средней группы с росписью «Гжель»
Конспект проведения занятия по знакомству детей средней группы с росписью «Гжель» Цель: познакомить детей с росписью гжель. Задачи: 1. познакомить детей с...
Дидактическая игра «Знатоки» для подготовительной группы
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о богатстве рукотворного мира. Образовательные задачи: Расширять знания о предметах, удовлетворяющих...
Конспект открытого занятия по плаванию в старшей группе ДОУ
План-конспект открытого занятия по обучению плаванию Дата проведения: 13 декабря 2017 года Место проведения: ГБОУ Школа №830, плавательный бассейн д/о...
Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка
Очень часто родители задают на консультациях у психолога во такие вопросы: « Почему дети ведут себя плохо? », « Почему они делают нам все назло? », « Почему...
Консультация «Как развивать отличные навыки преподавания»
Обучение класса детей намного сложнее, чем большинство людей себе представляют. Вам не только нужны знания разных предметов, чтобы передать их дальше, но и...