Елена Темнякова
Конспект ОД «Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №174
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Дифференциация звуков ч-щ»
Выполнила: Воспитатель
Темнякова Елена Николаевна
г. Оренбург, 2020
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Публикация «Конспект ОД „Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Дифференциация звуков ч-щ»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесный (вопросы к детям, пояснения, поощрение, беседа, рассказ). Наглядно-демонстрационный : показ (иллюстрации, картинки, демонстрация. Практический:дифференциация звуков ч – щ. Игровой: Сюрпризный момент – щенок приехал на паровозе с шариком. Методы контроля: одобрение и похвала.
3. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
4. Возрастная группа: 5 - 6 лет
5. Цель: Формирование умения дифференцировать звуки Ч – Щ (изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи).
6. Задачи:
6.1 - закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).
6.2 - развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание, мышление.
-массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук
6.3 - развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- воспитывать самоконтроль за речью детей.
7. Планируемые результаты:
7.1 Дети демонстрируют силу, выносливость, двигательные умения и навыки.
7.2 Дети демонстрируют навыки грамматически правильного оформления высказываний.
7.3 Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Игрушка щенок, шарик, паровоз, проектор, экран, флэшка с записями музыки по ходу занятия, иллюстрации, картинки, стулья, кисточки, карандаши, клей.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки щ-ч.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Увидели щенка, который приехал в гости, разговор о щенке. 1 мин.
1.2 Мотивация деятельности детей Игры со щенком, проговаривание звуков ч – щ, чтобы щенку понравилось в гостях 2 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Помощь детей щенку найти друзей. Формировать умение работать в коллективе. 1 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Дети умные и смелые, смогут выполнить задания. 3 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предположение детей как можно найти друзей.
Выполнение заданий.
Словарная работа: щенок, Чук.
Коллективное обсуждение заданий 9 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Выполнение заданий. 7 мин.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Понравилось вам наше путешествие?
-А где мы с вами сегодня побывали?
-Кому мы помогли?
-Какие препятствия нам встретились на пути?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Какое задание показалось труднее?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какое задание вам хотелось еще повторить?
2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.)
Беседа "Какие бывают звуки"
4.2
Ход ОД
Части Содержание Области
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности детей - Ребята, давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
НОД - Ребята, посмотрите, кто приехал к нам в гости. В одном городе жил щенок. Звали его Чук. Очень умным пёсиком оказался Чук. Щенок под кроватью часто прячется и не вылезает. Чук ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». Например: «Меня зовут Леночка». И дети стали называть себя Танечка, Колечка (воспитатель передает мяч ребёнку, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК). Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
2. Основная часть.
Ребята, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Чук очень любит, когда его кормят, гуляют, играют с ним. А ещё прихорашивают и при этом приговаривают:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
Физминутка
Мультфизминутка (видео)
На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.
-Ребята что нарисовано на первой картинке? (сдувающийся шарик) Какой звук мы слышим когда сдувается шарик звук -щ- давайте произнесем его щ-щ-щ-щ молодцы. Что нарисовано на другой картинке? (паровоз) Какой звук мы слышим когда едет паровоз давайте произнесем его ч-ч-ч-ч молодцы.
- Здоровье сберегающие технологии (самомассаж рук с помощью карандашей) поочерёдное изолированное произношение звуков ч-щ.
-Ребята, посмотрите что я для вас приготовила (раздаю карандаши). Давайте с вами с поем песенку «шарика» и «паровоза». Положим карандаш на одну ладошку, прикроем её другой. Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям и произносим звуки ч-щ. Молодцы.
- Очень любит Чук играть в разные игры. Вот и сегодня он с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.
-Игра «Эхо». Послушай внимательно и скажи как я.
Ча-ча-ча Чу-чу-чу
Ща-ща-ща Щу-щу-щу
Чи-чи-чи Че-че-че
Щи-щи-щи Ще-ще-ще
-Динамическая пауза игра «Мячик»
А теперь мы поиграем я превращу вас в мячики
-Вы теперь не ребятишки,
-Не девчонки и мальчишки,
-А весёлые мячи!
-Так что прыгай и скачи!
-Девочки и мальчики прыгают как мячики.
-Мячик прыгал и скакал,
-На иголку набежал…
-Он все ниже опускается,
-Воздух тихо выдувается.
-А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.
-Дифференциация звука в словах.
- Ребята у нас на доске висят картинки с символами звуков ч это паровоз и щ это лопнувший воздушный шар. Давайте повторим какой звук мы слышим когда сдувается шар щ-щ-щ-щ а теперь когда едет паровоз ч-ч-ч-ч молодцы.
Теперь вы будете крепить картинки в словах которых есть звук ч к паровозу а картинки в словах которых есть звук щ к воздушному шару. Я предлагаю вам пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками, то подходите и прикрепляйте картинки. Молодцы.
- Проговаривание чистоговорки.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.
Я вам быстро перечислю,
Что я этой щёткой чищу.
Этой щёткой чищу платье,
Этой щёткой чищу обувь
А вот этой не забуду
-Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч и картинки в названии которых слышится звук Щ.
Раздаю картинки
Д/и с мячом «Один много» - Встали детки на лужок и сделали кружок. (Туча, лампочка, щётка, лещ, бочка, мяч, ящик, калач, щенок, плащ, овощи, ключ). Речевое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов.
Рефлексия:
Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
- Миша, какие звуки мы учились различать?
- Полина, как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какое задание понравились Вика?
- Какие задания для вас были сложными Полина? Вызвали затруднения Анита? Социально - коммуникативное развитие
Речевое развитие
Длительность занятия: 25 минут