Получи документы

Дипломная работа «Использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Гринина
Дипломная работа «Использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Титульный лист

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра дошкольного и специального образования

Использования технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Дипломная работа „Использование технологии Н, А, Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Автореферат выпускной квалификационной работы

Студентка: Гринина Т. А.

группа Д-17

Научный руководитель:

Васильева М. И.

кандидат педагогических наук, доцент

Абакан, 2022

Оглавление

Введение.

Глава 1. Теоретические основы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста….

1.1. Изучение вопроса обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в исследованиях ученых….…

1.2. Методические основы организации обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду….…

1.3. Методические приемы обучения грамоте с использованием технологии А. Зайцева…

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии Н. А. Зайцева при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста….

2.1. Выявление уровня сформированности подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

2.2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии Н. А. Зайцева

2.3. Анализ результатов исследования…

Заключение….…

Библиографический список…

Приложение…

Введение

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.

Еще одна причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к овладению грамотой, которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Объект исследования: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном учреждении – это достаточно сложное занятие, требующее знания методик подачи материала, практического ориентирования в фонетике и графике русского языка, знания возрастных особенностей детей и их ведущей деятельности, а также тщательной подготовки к данному занятию.

Предмет исследования: педагогические условия использования технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём показать эффективность использования технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть методические приемы технологии Н. А. Зайцева.

3. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

4. Апробировать технологические приёмы Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и дать анализ результатам исследования.

5. Дать анализ результатам проведенной опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- предметно-пространственная среда группы обогащена ключевыми обучающими предметами технологии (таблицы, кубики, активно используемыми в обучающем процессе и самостоятельной деятельности детей;

- обучение выстроено на принципах игры и соревнования;

- технологические приёмы интегрируются с такими видами деятельности как музыкальная, двигательная деятельность, чтение художественной литературы и др.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность эффективного использования технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, проанализированы особенности психического развития детей данного возраста, на основе чего выделены факторы и условия, влияющие на эффективность процесса их обучения чтению; выявлена взаимосвязь между процессом обучения чтению и развитием познавательных процессов; проанализированы дидактическое содержание, принципы обучения и эффективность технологии.

Практическая значимость: составленные методические рекомендации по обучению грамоте детей средствами технологии Н. Зайцева могут быть предложены для образовательной практики детских садов.

Апробация результатов исследования: опубликована и издана научная статья на тему: «Использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования», Абакан, 2021 г.

Опубликованы материалы по теме выпускной квалификационной работы на образовательных сайтах, таких как: «Инфоурок», «Маам. ру».

Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.

В главе 1 представлены теоретические основы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подготовку к обучению грамоте надо начинать в дошкольном возрасте. Поступая в школу, у ребенка должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым образованием в для развития наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо, сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте, следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду Необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте. Специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений. Последовательно усложняя задания, педагог помогает детям осознать слоговое строение слова, формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.

Методика Н. А Зайцева – это комплекс оригинальных методических приёмов. При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Работа по методике Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере, проводится поэтапно. При работе с материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. Задействуются все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным каналам. Обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки а также нарушений чтения и письма. Инновационная Методика Н. А. Зайцева целесообразна в работе педагогов ДОО.

В главе 2 представлена опытно-экспериментальная работа по использованию технологии Н. А. Зайцева при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

- констатирующий этап - исследования является изучение уровня сформированности готовности детей к овладению грамотой у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к овладению грамотой.

- формирующий этап - на основе полученных результатов обследования детей, нами была составлена и апробирована работа по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста.

- контрольный этап - состоял из анализа выявления эффективности проведенной работы по технологии Н. А. Зайцева и определения уровня готовности детей старшей группы к школе.

Исследование проводилось на базе Курагинского детского сада № 15 пгт. Курагино. В экспериментальной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 детей.

Для исследования использовалась комплексная методика исследования звукового анализа слова Г. Г. Голубевой и совокупное понимание текста О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании.

Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста :

I. Фонематическое восприятие.

II. Фонематический анализ.

III. Фонематический синтез.

IV. Самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.

Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента показал нам, что у детей преобладающими являются средний и низкий уровни, высокого уровня у детей не выявлено. Дети часто не могли повторить слоги, переставляли очередность слогов. Большинство детей делали ошибки. Выделяли неправильно звуки, несколько детей выделяли слоги не те, которые нужны были по заданию.

Таким образом, результаты проведенных диагностических исследований показывают, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень звукового анализа слова и продуцирование/репродуцирование текста. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной работы с использованием технологии Н. А. Зайцева обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения формирующего этапа эксперимента, нами была спланирована работа по формированию звукового анализа слов и самостоятельное понимание текста у детей старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми мы использовали методику Н. А. Зайцева по формированию звукового анализа слова и самостоятельного понимания текста у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: обследования детей на основе полученных результатов, составить и апробировать работу по формированию звукового анализа слова и у детей старшего дошкольного возраста.

Принципы: от частного к общему и наоборот; от конкретно- образного через наглядно действенное к словесно- логическому; обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия; системная подачи материала и алгоритмизация учебных действий; учет физиологии восприятия детей; охрана здоровья обучающихся.

Обучение дошкольников чтению по методике Н. А. Зайцева я начинала со второго полугодия в средней группе. К концу обучения в средней группе все дети овладели следующими навыками: знали всю таблицу, могли по просьбе взрослого найти любой склад, «писали» по таблице и кубиками слова в 2-3 склада, наиболее сильные дети читали первые слова.

Обучению грамоте по методике Н. А. Зайцева мы продолжили работать с детьми старшего дошкольного возраста. За время обучения практически все дети овладели чтением по таблице слов различной сложности.

Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

С целью проверки эффективности использования технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен в апреле 2022 г. контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Для объективности оценивания мы использовали диагностические методики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, цель исследования достигнута, положение гипотезы о том, что использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- предметно-пространственная среда группы обогащена ключевыми обучающими предметами технологии (таблицы, кубики, активно используемыми в обучающем процессе и самостоятельной деятельности детей;

- обучение выстроено на принципах игры и соревнования;

-технологические приёмы интегрируются с такими видами деятельности как музыкальная, двигательная деятельность, чтение художественной литературы.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дипломная работа «Использование технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 июня 2022 в 08:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД