Мария Наумова
Дисграфия как нарушение письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
Публикация «Дисграфия как нарушение письменной речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Раньше навыки письма формировались в начальной школе, сейчас – с пяти-шести лет. Если к третьему классу ребенок до сих пор не овладел письменной речью, диагностируется дисграфия.
В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы:
- биологические предпосылки. Недоразвитие или поражение головного мозга в различные этапы развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические болезни и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. Как следствие страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органической патологии головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
- социально-психологические причины. К таким предпосылкам относятся:
• общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;
• представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);
• недостаток речевого общения;
• преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;
• нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).
С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников: артикуляторноакустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основании ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на нарушенное проговаривание. Опираясь в ходе проговаривания на дефектное произношение звуков, ребенок отображает свое неправильное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия выражается в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Нередко наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. В некоторых случаях замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В этом случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как еще не сформировались четкие кинестетические образы звуков. Однако замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обуславливается тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Выражается в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в экспрессивной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие фонемы: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т, ч – щ, ц – т, ц – с). Данный вид дисграфии проявляется и в неверном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения различения твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о – у (тума – «точа», е – и (лес — «лис»). В наиболее ярком варианте дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания присутствует при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие по аккустике и артикуляции звуки (л – к, б – в, п – к). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является ненарушенным. О механизмах данного типа дисграфии нет единого мнения. Это обуславливается сложностью процесса фонемного распознавания.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее положено нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза выражается на письме в искажениях структуры слова и предложения. Более сложной формой языкового анализа считается фонематический анализ. Вследствие этого наиболее распространенными при данном виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.
Наиболее свойственны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (белка – «бека», стола – «тола»); пропуски гласных (молоко – «млоко», туда – «тда»); перестановки букв (школа – «кшола», письмо – «пимьсо»); добавление букв (комната – «команата»); пропуски, добавления, перестановка слогов (перчатки – «черпатки»).
4. Аграмматическая дисграфия. Она сопряжена с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Данный вид дисграфии может выражаться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составным элементом более широкого симптомо-комплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (залетела – «налетела», телята – «теленки»); изменении падежных окончаний («много вишнев»); нарушении предложных конструкций (над полом – «на полом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («ребенок бежат»); нарушении согласования («красны шапка»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия связана с нарушением зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и выражается в заменах и искажениях букв на письме.
К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое в некоторых случаях отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга
Диагностика
Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:
• изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;
• оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;
• собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;
• изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.
Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.
В комплекс обследований могут входить:
• консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;
• осмотр сурдолога и отоларинголога;
• инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).
Психолого-логопедическая оценка направлена:
• на изучение и анализ письменных работ;
• на оценку общего речевого развития;
• на определение уровня развития артикуляционного аппарата;
• на оценку объема словарного запаса;
• на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.
Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т. д.
На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.
Терапия дисграфии у детей
Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.
Современные подходы предполагают одновременную работу сразу в нескольких направлениях. Основными задачами являются:
• расширение словарного запаса;
• восполнение дефицита речевого общения;
• устранение социальных факторов, способствующих прогрессированию дисграфии;
• улучшение звукопроизношения и функционирования артикуляционного аппарата;
• обучение фонематическому анализу и синтезу, грамматическим основам русского языка;
• развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, памяти, умения концентрироваться;
• улучшение навыков письменной и устной речи с помощью практических упражнений.
При наличии патологий общего характера профильные специалисты назначают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, реабилитационные процедуры, поддерживающую терапию.
Профилактика
Предотвратить развитие письменных и речевых нарушений можно задолго до начала школьной программы. Для этого родителям необходимо:
• внимательно относиться к своему здоровью на этапах планирования будущего ребенка;
• исключить вредные привычки матери во время беременности, проводить профилактику инфекционных заболеваний;
• не перегружать дошкольников развивающими занятиями, кружками, дополнительными классами;
• уделять достаточно внимания домашнему обучению азам русского языка, показывать ребенку буквы, учить правильно выговаривать слова;
• следить за устной речью малыша, своевременно исправляя речевые ошибки;
• не допускать дефицита общения: читать малышу, рассказывать истории, стимулировать его разговорные навыки;
• не коверкать слова при общении с маленьким ребенком, злоупотребляя сюсюканьем.
Родителям также нужно своевременно приводить малыша на медицинские обследования, не игнорировать меры профилактики опасных инфекционных заболеваний, уделять достаточно внимания общему физическому развитию и улучшению мелкой моторики рук.