Получи документы

Дисграфия как нарушение письменной речи

Мария Наумова
Дисграфия как нарушение письменной речи

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Публикация «Дисграфия как нарушение письменной речи» размещена в разделах

Раньше навыки письма формировались в начальной школе, сейчас – с пяти-шести лет. Если к третьему классу ребенок до сих пор не овладел письменной речью, диагностируется дисграфия.

В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы:

- биологические предпосылки. Недоразвитие или поражение головного мозга в различные этапы развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические болезни и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. Как следствие страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органической патологии головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

- социально-психологические причины. К таким предпосылкам относятся:

• общение внутри семьи и в ближайшем окружении ребенка на нескольких языках;

• представленность малыша самому себе, когда родители и другие близкие родственники не занимаются общим физическим и умственным развитием ребенка, невнимание к речевым ошибкам (педагогическая запущенность);

• недостаток речевого общения;

• преждевременное или сильно запоздавшее обучение грамоте, чтению, навыкам письма;

• нестабильная психологическая обстановка в семье (алкоголизм и наркомания родителей, частые скандалы между мамой и папой, физическое насилие по отношению к ребенку).

С учетом характера нарушений выделяют следующие виды дисграфии у малышей и младших школьников: артикуляторноакустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основании ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на нарушенное проговаривание. Опираясь в ходе проговаривания на дефектное произношение звуков, ребенок отображает свое неправильное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия выражается в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Нередко наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. В некоторых случаях замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В этом случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как еще не сформировались четкие кинестетические образы звуков. Однако замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обуславливается тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Выражается в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в экспрессивной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие фонемы: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т, ч – щ, ц – т, ц – с). Данный вид дисграфии проявляется и в неверном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения различения твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о – у (тума – «точа», е – и (лес — «лис»). В наиболее ярком варианте дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания присутствует при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие по аккустике и артикуляции звуки (л – к, б – в, п – к). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является ненарушенным. О механизмах данного типа дисграфии нет единого мнения. Это обуславливается сложностью процесса фонемного распознавания.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее положено нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза выражается на письме в искажениях структуры слова и предложения. Более сложной формой языкового анализа считается фонематический анализ. Вследствие этого наиболее распространенными при данном виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее свойственны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (белка – «бека», стола – «тола»); пропуски гласных (молоко – «млоко», туда – «тда»); перестановки букв (школа – «кшола», письмо – «пимьсо»); добавление букв (комната – «команата»); пропуски, добавления, перестановка слогов (перчатки – «черпатки»).

4. Аграмматическая дисграфия. Она сопряжена с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Данный вид дисграфии может выражаться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составным элементом более широкого симптомо-комплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (залетела – «налетела», телята – «теленки»); изменении падежных окончаний («много вишнев»); нарушении предложных конструкций (над полом – «на полом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («ребенок бежат»); нарушении согласования («красны шапка»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия связана с нарушением зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и выражается в заменах и искажениях букв на письме.

К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое в некоторых случаях отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга

Диагностика

Обследование при нарушениях письменной и разговорной речи проводится максимально полное, включающее как психолого-логопедические, так и медицинские методы диагностики. В первую очередь специалисты стремятся выявить причину расстройства. Для этого необходимо:

• изучить особенности внутриутробного развития ребенка, его первых месяцев и лет жизни;

• оценить общее неврологическое, физическое и психическое здоровье юного пациента;

• собрать полную информацию о перенесенных травмах и заболеваниях, патологиях ближайших родственников;

• изучить образ жизни школьника, его окружение, эмоциональную обстановку в семье.

Основная задача диагностики – разделение нарушений, вызванных реальной патологией, и симптомов, спровоцированных элементарным отсутствием знаний, что играет решающую роль в выборе схемы коррекции.

В комплекс обследований могут входить:

• консультации невролога, офтальмолога, эндокринолога, детского психиатра;

• осмотр сурдолога и отоларинголога;

• инструментальные методики диагностики (электроэнцефалограия, МРТ, дуплескное сканирование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника).

Психолого-логопедическая оценка направлена:

• на изучение и анализ письменных работ;

• на оценку общего речевого развития;

• на определение уровня развития артикуляционного аппарата;

• на оценку объема словарного запаса;

• на анализ звукопроизношения, слухового восприятия и разделения фонем, грамматических навыков.

Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов, заключающихся в списывании печатного, рукописного текста, написании предложений после слухового прослушивания. Ребенку также предлагают письменно описать картинку, разделить слово на слоги, выделить структуру предложения и т. д.

На основании проведенного комплекса исследований логопеды-дефектологи подбирают наиболее оптимальную программу коррекции в зависимости от характера ошибок, степени проявления письменного расстройства и других параметров нарушений.

Терапия дисграфии у детей

Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания, терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.

Современные подходы предполагают одновременную работу сразу в нескольких направлениях. Основными задачами являются:

• расширение словарного запаса;

• восполнение дефицита речевого общения;

• устранение социальных факторов, способствующих прогрессированию дисграфии;

• улучшение звукопроизношения и функционирования артикуляционного аппарата;

• обучение фонематическому анализу и синтезу, грамматическим основам русского языка;

• развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, памяти, умения концентрироваться;

• улучшение навыков письменной и устной речи с помощью практических упражнений.

При наличии патологий общего характера профильные специалисты назначают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, реабилитационные процедуры, поддерживающую терапию.

Профилактика

Предотвратить развитие письменных и речевых нарушений можно задолго до начала школьной программы. Для этого родителям необходимо:

• внимательно относиться к своему здоровью на этапах планирования будущего ребенка;

• исключить вредные привычки матери во время беременности, проводить профилактику инфекционных заболеваний;

• не перегружать дошкольников развивающими занятиями, кружками, дополнительными классами;

• уделять достаточно внимания домашнему обучению азам русского языка, показывать ребенку буквы, учить правильно выговаривать слова;

• следить за устной речью малыша, своевременно исправляя речевые ошибки;

• не допускать дефицита общения: читать малышу, рассказывать истории, стимулировать его разговорные навыки;

• не коверкать слова при общении с маленьким ребенком, злоупотребляя сюсюканьем.

Родителям также нужно своевременно приводить малыша на медицинские обследования, не игнорировать меры профилактики опасных инфекционных заболеваний, уделять достаточно внимания общему физическому развитию и улучшению мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дисграфия как нарушение письменной речи
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 12:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД