Папки-передвижки

Детская литература — своеобразная область общей литературы

Ольга Яковенко
Детская литература — своеобразная область общей литературы

Детская литература – своеобразная область общей литературы. Понятия «детская литература» и «круг детского чтения». Предмет, специфика, основные задачи детской литературы.

Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу

из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка» Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса

Публикация «Детская литература — своеобразная область общей литературы» размещена в разделах

произведений: 1) непосредственно адресованные детям; 2) входящие в круг

детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес); 3) сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское

литературное творчество») Первая из этих групп чаще всего и имеется

в виду под словами «детская литература»литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.

Можно сказать, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) детская

литература более консервативна, чем взрослая. Это объясняется ее

специфической основной функцией, выходящей за рамки художественного

творчества: формирование у ребенка первичного целостного образного

представления о мире (изначально эта функция осуществлялась через

фольклорные произведения). Будучи так близко связана с педагогикой, детская литература, казалось бы, несколько ограничена в области художественного поиска, поэтому часто и «отстает» от «взрослой» литературы или не полностью повторяет ее путь.

Но, с другой стороны, детскую литературу нельзя назвать художественно

неполноценной. К. Чуковский настаивал на том, что детское произведение

должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как

эстетическая ценность и детьми, и взрослыми.

Фактически, детская литература – это особый способ художественного

отображения мира. Функционально и генетически она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющими,

которые сохраняются даже в литературно-авторских произведениях.

Содержание детских произведений неизбежно соотносится с психологией

ребенка (иначе произведение просто не будет воспринято или даже повредит ребенку). По наблюдениям исследователей, «дети жаждут счастливой развязки», им необходимо ощущение гармонии, что отражается и на выстраивании картины мира в произведениях для детей.

Исследователи детской литературы отмечают близость детской

литературы к литературе массовой, что в первую очередь проявляется в

формировании жанровых канонов.

Еще одна особенность детских произведений – создаваемых для детей

взрослыми – наличие в них двух планов – «взрослого» и «детского», которые «перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста» Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров

детской литературы. Прозаические жанры трансформируются не только под влиянием сказки. Крупные эпические жанры «исторической и нравственносоциальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.

Детские стихотворения, по мнению Чуковского, не следует перегружать эпитетами: ребенку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признается игровая подача поэзии, в том числе имеется в виду и игра звуков. Наконец, К. Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным детским песенкам и к стихотворству самих детей.

Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такой ее важной части, как

иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство

картинки и текста.

«Детская литература».

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

«Литература для детей».

Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

«Круг детского чтения».

Включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка.

Публикации по теме:

Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Детская литература как средство формирования экологического мировоззрения дошкольников Статья к презентации Подготовила воспитатель высшей.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.

Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников. Тема: "Путешествие по временам года" Занятие разработала: Разинькина Н. В., учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. 2018.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе» Без знаний в жизни не добьешься Всего того, что хочется иметь. А в школе опытом ты запасешься, Чтоб в будущее смело мог смотреть. Готовность.

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно.

Развитие общей и мелкой моторики у детей с ОВЗ Развитие общей и мелкой моторики. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Актуальность темы: В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных.

Сценарий туристического похода по общей территории детского сада Цель. - знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход) - путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием.

Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская литература — своеобразная область общей литературы
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 12:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД