Людмила Зинган
Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям
▼ Скачать + Заказать документы
«Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения»
В последнее время в нашей стране отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Также очень быстро растёт число детей, входящих в группу риска по зрению. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения зрительного восприятия.
Публикация «Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
В работе МС (К)ОУ №44 коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Он означает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Дети, которые воспитываются в нашем коррекционном детском саду – это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют различные нарушения зрения: астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, а также тяжелые нарушения зрения. Когда ребенок, имеющий нарушение зрения (различной степени тяжести, приходит в наш детский сад, педагоги должны, в первую очередь, представлять себе его индивидуальные возможности и особенности и то, чем они отличаются от детей с нормальным зрением.
Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.
В свою очередь, нарушение зрительного восприятия :
- затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений;
- приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке;
- мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое целое;
- приводит к нарушению понимания взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире;
- затрудняет классификацию и дифференцировку предметов по их общим — отличительным или специфическим свойствам.
Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей со зрительной патологией чаще, чем у других детей возникают проблемы в речевом развитии, физическом развитии, в ориентировке пространства и временных представлений а т. ж. социальной действительности.
Поэтому в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения так важна коррекционная работа тифлопедагога совместно с воспитателем, а т. ж с учителем –логопедом, музыкальным руководителем, учителем- физкультуры, учителем рисования, психологом. Эта коррекционная работа даёт хорошие результаты, в тесном взаимодействии.
В нашем коррекционном учреждении, в каждой возрастной группе есть учитель- дефектолог, который под руководством врача офтальмолога, занимаются коррекционной работай с детьми. И тифлопедагог дает рекомендации воспитателю в индивидуальной работе с каждым слабовидящим ребенком.
Тифлопедагог берет детей на индивидуальные занятия перед основными занятиями с 8.00, где он индивидуально занимается с детьми которым было назначено врачом офтальмологом коррекционная работа. Корекционо-индивидуальная работа запланирована по теме основного занятия (например, если это занятие рисование и тема : «Дерево», то тифлопедагог рассказывает о дереве из каких частей оно состоит, рассматривают иллюстрации дерева и показывает веточки деревьев, зарисовывают совместно (по кальке, обводке, точкам и т. д.) или выкладывают из частей (ствол, ветки листья). После чего слабовидящему ребенку уже легче на занятии нарисовать дерево). Но на занятии так, же присутствует тифлопедагог и продолжает работать со слабовидящими детьми, помогая им.
Особо важным взаимодействием воспитателя и тифлопедагога начинаться на этапе диагностики детей. Мы обсуждают результаты обследования детей с целью получения наиболее полной картины развития ребёнка. Не менее важным является совместное обсуждение и планирование работы для того, чтобы на занятиях решать единые коррекционные задачи. В течение учебного года мы ведем тесную взаимосвязь между собой. Кроме этого мы совместно разрабатываем рекомендации родителям, проводим консультации и беседы. Совместно оформляем коррекционный уголок в группе для индивидуальной и подгрупповой работы. Взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как открытые занятия, семинары-практикумы, мастер-классы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Я и тифлопедагог соблюдаем требования к организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями зрения:
• Учитываем режим зрительной нагрузки, установленного врачом-офтальмологом: выбор продолжительности занятия, времени проведения занятия, требования к демонстрационному и раздаточному материалу, посадка детей в соответствии с характером зрительного нарушения и этапом лечения и др.
• Соблюдаем оптимальные эргономических условий: достаточная освещённость помещения, дополнительное освещение над доской и на столах, правильное расположение учебной зоны, регулирование мебели по росту.
• Учитываем возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Знание основного зрительного и сопутствующих заболеваний.
• Включаем в занятия зрительную и пальчиковую гимнастики, проводим физкультминутки.
• Подбираем зрительные гимнастики в зависимости от характера зрительного нарушения.
Одной из наиболее интересных форм взаимодействия между нами (воспитателем и тифлопедагогом, на мой взгляд, является проведение интегрированных занятий.
Интегрированное занятие направлено на развитие творческих и речевых способностей детей.
Интегрированное построение занятий снимает напряжение, стимулирует познавательный интерес и активность.
Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но должны иметь логическую взаимообусловленность и взаимосвязь интегрированных предметов.
Интегрированные занятия предполагают свободное размещение наглядного материала, смену динамических поз.
Интегрированное занятие тифлопедагог и воспитателя разрабатывается и проводится совместно.
Занятия интегрированного характера вызывают большой интерес и могут продолжаться немного дольше обычного за счет переключения внимания детей на разнообразные виды деятельности.
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Так как, практически на всех моих занятиях присутствует тифлопедагог и находится рядом со слабовидящими детьми и помогает им в процессе учебной деятельности, он помогает проводить зрительные, пальчиковые гимнастики, физкультминутки, релаксации и др.
На интегрированных занятиях решаем следующие задачи:
1. Развитие целостного зрительного восприятия.
2. Развитие мелкой и общей моторики, скоординированности движений.
3. Обогащение, уточнение, закрепление и активизация языковых навыков воспитанников.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие временных и пространственных представлений, закрепление пространственно-временной терминологии в речи.
6. Развитие сохранных сенсорных анализаторов.
7. Формирование социально-адаптивных навыков поведения. И другие.
Я хочу предоставить вашему вниманию фрагменты интегрированных занятий в моей подготовительной группе, проводимые совместно мной и тифлопедагогом :
На интегрированных занятиях с элементами лепки, конструирования и аппликации тифлопедагог всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании, сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости.
На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо мы рисуем контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Тифлопедагог направляет ребенка, определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости.
В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае тифлопедагог предлагает карточку-схему поэтапного выполнения работы.
На интегрированных занятиях по математике – формируем у детей зрительные и осязательные способы восприятия предметов, важно научить слабовидящего ребенка соотносить плоскостные фигуры с объемными телами, различать величину предметов путем наложения и приложения, тем самым, развивая глазомерные возможности детей. Выполняем с детьми упражнения на развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве и задания на поиск предмета, такие задания благоприятно влияют на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей.
Наша речь на занятиях выразительная и четкая. Мы проговариваем все, что делает слабовидящий ребенок.
Такую словарную работу мы проводим обязательно, так как для детей с нарушением зрения характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у слабовидящих детей и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально -словесно. Например, они не представляют, как восходит солнце, как парит в воздухе птица.
Наиболее сложная проблема для слабовидящих детей - это ориентирование в пространстве. Работу по обучению ориентированию мы проводим на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с планом, играми – лабиринтами, фланелеграфом, на занятиях по рисованию, математике и физической культуре. При этом мы используем на интегрированных занятиях все сохранные и нарушенные анализаторы: ориентироваться с помощью зрения, на слух, осязание и обоняние.
Индивидуальный и дифференцированный подход тифлопедагога и воспитателя при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий.
Конечно, есть и другие формы взаимодействия воспитателя и тифлопедагога, позволяющие разнообразить, усовершенствовать работу специалистов, но для начала, самое важное — сделать первый шаг. А дальше… — дорогу осилит идущий.