Получи документы

«Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)

Наталья Пилиева
«Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педсовет

по ОО «Речевое развитие»

«Развитие связной речи

у младших дошкольников»

(из опыта работы).

Воспитатель: Пилиева Н. А.

Декабрь -2019г.

Публикация «„Развитие связной речи у младших дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития речи. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от родителей и педагогов терпения и бережного отношения. Речь – это величайшее богатство, данное человеку. И как любое богатство, его можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Говорить - значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, понимая речь окружающих.

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка является развитие связной речи.

Связная речь – высшая форма проявления мыслительной деятельности ребенка, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка : пополнения и активизации его словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения.

Согласно педагогической диагностике, проводимой мною в последние три года, наблюдается снижение уровня речевого развития детей. В настоящее время проблема развития речи детей актуальна, и я прикладываю максимум усилий для решения этой проблемы.

Свою работу с детьми строю на партнерских отношениях взрослого и ребенка, разговариваю с детьми, включаю каждого в диалог, стараюсь создать потребность в собственных высказываниях. Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

Весьма существенный фактор – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п., поэтому использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. В нашей группе есть дети очень замкнутые, которые не общаются не только со взрослыми, но и с детьми. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его.

Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, магнитную доску.

Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Она включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эту работу проводим не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре, при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. Дети нашей группы достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться

Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя такие приемы:

• Сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;

• предлагаю одному из детей рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

• предлагаю ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

• использую художественное слово (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Какие же предпосылки мы наблюдаем в ходе работы с детьми?

1. Один из главных моментов выражается в том, что с ребенком мы разговариваем и обязательно выслушиваем его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике.

2. Побуждаем детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.

3. Говорим с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносим не только отдельно, но и в предложении.

4. Развиваем речь через художественное слово. Читаем малышам стихи,

потешки, прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Рассказываем сказки с фигурками настольного театра, проводим игры - драматизации, игры - инсценировки.

5. Читаем детям книги, в которых есть красочные иллюстрации.

6. В работе одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук.

7. В играх учим детей правильно называть окружающие предметы, обобщающие слова (одежда, мебель, посуда, игрушки). В ходе игры уточняем некоторые качества (величина, форма, цвет). Используем Д/игры и Д/ упражнения: «Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок»

8. Обогащение словарного запаса идет не только за счет существительных и глаголов, прилагательных, наречий. Играя, младшие дошкольники усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый, мягкий, твердый, маленький, большой, длинный, короткий; резиновый, пластмассовый, особенности цвета.

Ребё нок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи, согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко, согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла, склонение существительных (игрушке, игрушкой). Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Автор публикации:
«Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)
Опубликовано: 27 октября 2021 в 14:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пилиева (УИ 847439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД