Наталья Пилиева
«Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет
по ОО «Речевое развитие»
у младших дошкольников»
(из опыта работы).
Воспитатель: Пилиева Н. А.
Декабрь -2019г.
Публикация «„Развитие связной речи у младших дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития речи. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от родителей и педагогов терпения и бережного отношения. Речь – это величайшее богатство, данное человеку. И как любое богатство, его можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Говорить - значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, понимая речь окружающих.
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка является развитие связной речи.
Связная речь – высшая форма проявления мыслительной деятельности ребенка, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка : пополнения и активизации его словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения.
Согласно педагогической диагностике, проводимой мною в последние три года, наблюдается снижение уровня речевого развития детей. В настоящее время проблема развития речи детей актуальна, и я прикладываю максимум усилий для решения этой проблемы.
Свою работу с детьми строю на партнерских отношениях взрослого и ребенка, разговариваю с детьми, включаю каждого в диалог, стараюсь создать потребность в собственных высказываниях. Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Весьма существенный фактор – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.
Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п., поэтому использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.
Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. В нашей группе есть дети очень замкнутые, которые не общаются не только со взрослыми, но и с детьми. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его.
Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, магнитную доску.
Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.
Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Она включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эту работу проводим не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре, при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.
Именно в этом возрасте словарный запас ребенка за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. Дети нашей группы достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться
Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее
Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя такие приемы:
• Сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
• предлагаю одному из детей рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
• предлагаю ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
• использую художественное слово (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Какие же предпосылки мы наблюдаем в ходе работы с детьми?
1. Один из главных моментов выражается в том, что с ребенком мы разговариваем и обязательно выслушиваем его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике.
2. Побуждаем детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.
3. Говорим с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносим не только отдельно, но и в предложении.
4. Развиваем речь через художественное слово. Читаем малышам стихи,
потешки, прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Рассказываем сказки с фигурками настольного театра, проводим игры - драматизации, игры - инсценировки.
5. Читаем детям книги, в которых есть красочные иллюстрации.
6. В работе одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук.
7. В играх учим детей правильно называть окружающие предметы, обобщающие слова (одежда, мебель, посуда, игрушки). В ходе игры уточняем некоторые качества (величина, форма, цвет). Используем Д/игры и Д/ упражнения: «Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок»…
8. Обогащение словарного запаса идет не только за счет существительных и глаголов, прилагательных, наречий. Играя, младшие дошкольники усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый, мягкий, твердый, маленький, большой, длинный, короткий; резиновый, пластмассовый, особенности цвета.
Ребё нок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи, согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко, согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла, склонение существительных (игрушке, игрушкой). Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.
Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.