МААМ-картинки

Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности

Лидия Антоновна
Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педсовете.

Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности.

Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а, чтобы возродить — годы.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Активность ребенка является необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Публикация «Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. .

Инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициативность у дошкольников проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, познавательной деятельности экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.

Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и наиболее

благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.

Чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Мы, воспитатели, тоже должны быть в курсе всего происходящего в жизни ребенка, т. к. проводим с ними большую часть времени.

Однако полноценной развивающей среды и условий, а которых говорилось выше недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста по поддержке детской инициативы, успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, а также:

- моделирование ситуаций с участием персонажей;

- индивидуально-личностное общение с ребенком;

- поощрение самостоятельности;

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы являются следующие :

1. Познавательные занятия

Н-р: занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом…

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

3. Наблюдение и труд в уголке природы.

Дети могут заниматься посадкой лука, наблюдать как развивается растение, постоянно поливать его, делая вывод, что без воды растение засыхает.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой, обернуть и наклеить белые салфетки

5. Самостоятельная деятельность детей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей.

Одним из ведущих направлений работы с детьми является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, Данный процесс целесообразно выстраивать в виде трех взаимосвязанных, следующих друг за другом этапов:

побудительно-стимулирующий.

Побудительно-стимулирующий этап направлен на развитие интереса дошкольника к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Решению этой цели способствуют приемы, вызывающие интерес, удивление и эмоциональный отклик у ребенка.

конструктивно-формирующий.

Конструктивно-формирующий этап направлен на стимулирование познавательной активности дошкольника в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Необходимо создавать проблемные и проблемно-игровые ситуации, развивающие исследовательские умения, такие как принятие проблемы, выдвижение гипотез, совместный поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить умению подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения опытов.

инициативно-творческий.

Инициативно-творческий этап предполагает продолжение работы по формированию познавательной активности и компетентности, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. При этом обеспечивается свобода выбора объекта эксперимента, партнеров, схем, вариативных решений.

Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, поддерживать стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);

- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов ( оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

3. Развитие умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение,

- формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.

В работе с детьми по экспериментированию мы используем традиционные методы:

- словесный (беседа)

- наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт)

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

- практический (опыты с детьми)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи

- объяснительно – репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: * познакомить с чем-то….* дать или расширить представления о чем –то)

- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности)

- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широкой познавательной средой. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие вопросы.

По детской инициативе мы придумали такую игру-экспериментирования. В прозрачный контейнер мы положили маленькие предметы (металлические, пластмассовые, бумажные, засыпали крупой и предложили детям искать клад магнитом. Естественно, магнит притягивает к себе металлические предметы.

Мы проводим опыты с водой, песком, снегом…

Наши дети рассматривают разные камни, веточки, песчинки, растения через увеличительные стёкла.

Также мы проводили опыт с воздушными шарами и пакетами. Дети надували шары и таким образом определяли, что в них есть воздух.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Накопленные к 6 - 7 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано).

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 31 марта 2020 в 17:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Антоновна (УИ 2244978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД