Лидия Антоновна
Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовете.
Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности.
Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а, чтобы возродить — годы.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Активность ребенка является необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Публикация «Формирование познавательного интереса и инициативы в проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. .
Инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициативность у дошкольников проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, познавательной деятельности экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.
Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и наиболее
благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.
Чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Мы, воспитатели, тоже должны быть в курсе всего происходящего в жизни ребенка, т. к. проводим с ними большую часть времени.
Однако полноценной развивающей среды и условий, а которых говорилось выше недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Работая с детьми дошкольного возраста по поддержке детской инициативы, успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, а также:
- моделирование ситуаций с участием персонажей;
- индивидуально-личностное общение с ребенком;
- поощрение самостоятельности;
- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Именно такое многообразие приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы являются следующие :
1. Познавательные занятия
Н-р: занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом…
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.
3. Наблюдение и труд в уголке природы.
Дети могут заниматься посадкой лука, наблюдать как развивается растение, постоянно поливать его, делая вывод, что без воды растение засыхает.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой, обернуть и наклеить белые салфетки
5. Самостоятельная деятельность детей.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей.
Одним из ведущих направлений работы с детьми является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, Данный процесс целесообразно выстраивать в виде трех взаимосвязанных, следующих друг за другом этапов:
побудительно-стимулирующий.
Побудительно-стимулирующий этап направлен на развитие интереса дошкольника к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Решению этой цели способствуют приемы, вызывающие интерес, удивление и эмоциональный отклик у ребенка.
конструктивно-формирующий.
Конструктивно-формирующий этап направлен на стимулирование познавательной активности дошкольника в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Необходимо создавать проблемные и проблемно-игровые ситуации, развивающие исследовательские умения, такие как принятие проблемы, выдвижение гипотез, совместный поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить умению подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения опытов.
инициативно-творческий.
Инициативно-творческий этап предполагает продолжение работы по формированию познавательной активности и компетентности, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. При этом обеспечивается свобода выбора объекта эксперимента, партнеров, схем, вариативных решений.
Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, поддерживать стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);
- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;
- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).
2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов ( оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
3. Развитие умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение,
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.
В работе с детьми по экспериментированию мы используем традиционные методы:
- словесный (беседа)
- наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт)
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты с детьми)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
- объяснительно – репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: * познакомить с чем-то….* дать или расширить представления о чем –то)
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности)
- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широкой познавательной средой. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие вопросы.
По детской инициативе мы придумали такую игру-экспериментирования. В прозрачный контейнер мы положили маленькие предметы (металлические, пластмассовые, бумажные, засыпали крупой и предложили детям искать клад магнитом. Естественно, магнит притягивает к себе металлические предметы.
Мы проводим опыты с водой, песком, снегом…
Наши дети рассматривают разные камни, веточки, песчинки, растения через увеличительные стёкла.
Также мы проводили опыт с воздушными шарами и пакетами. Дети надували шары и таким образом определяли, что в них есть воздух.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Накопленные к 6 - 7 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано).
Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
- постановка цели и планирование;
- прогнозирование возможных эффектов действия;
- контроль за выполнением действий;
- оценка результатов и их коррекция.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.
Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив