Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»

Сухоставская Светлана
Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Выступление на районном методическом объединении на тему:

«Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»

(опыт работы)

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Сухоставская С. А.

Публикация «Опыт работы по теме „Экспериментирование в образовательной области „Физическое развитие“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Сухоставская С. А. – инструктор по физической культуре Д/С «Белочка». Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы на тему: «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»

Слайд 2 Свое выступление хочу начать со слов В. А. Сухомлинского

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Слайд 3 В соответствии с требованиями ФГОС, педагогам ДОУ рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, формирующие функциональную грамотность дошкольников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование. Экспериментальная деятельность в разных образовательных областях помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Двигательная деятельность – одна из наиболее любимых для детей дошкольного возраста. В каждом дошкольном периоде ребенок осваивает все новые и новые движения, применяя их в тех или иных ситуациях. Действуя с предметами, ребёнок выбирает те, которые ему более интересны, пробует с ними разнообразные движения, сам или с помощью взрослого делает определенные выводы. Чтобы достичь хороших результатов я поставила перед собой такие цели и задачи.

Слайд 4 Цель и задачи экспериментальной деятельности по физическому развитию:

- Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения ребенка средствами физического эксперимента;

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно – следственной зависимости, умение делать выводы;

- Развитие внимания, зрительно - слуховой чувственности;

- Создание предпосылок формирование у детей практических и умственных действий.

НОД по физкультуре приносят ребенку радость, пробуждает у него интерес к движению, стимулирует физическую активность, развивает потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью я широко использую разные приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям. Внедряя экспериментирование в НОД, стараюсь показать дошкольникам, насколько важно познать мир, сохранять и укреплять свое здоровье.

Во время непосредственно образовательной деятельности стараюсь помочь ребенку реализовать свою любознательность, направляю его в нужное русло, становлюсь ребенку помощником в познании мира. Слайд 5.

Я пришла к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в НОД заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

С детьми среднего возраста провела сюжетно-игровую непосредственно образовательную деятельность по экспериментированию (с листом бумаги) «Путешествие в страну фантазий», с ребятами старшего возраста провела НОД «Невидимка-воздух». «Мое сердце», «Школа мяча», «Что важнее в тренировке руки или ноги», «Свойства нашей кожи» и. др.

1. Целью НОД «Путешествие в страну фантазий», Слайд 6 – 14

было формирование двигательных умений и навыков при совместном выполнении занимательных физических упражнений путем экспериментирования с листом бумаги.

Во время занятия ребята совершенствовали двигательную деятельность быстроту реакции, ловкость, глазомер. Узнали, что можно сделать с листом бумаги, как его использовать и правильно владеть листком бумаги. Дети с большим удовольствием выполняли все задания поставленные перед ними. Ребята выполняли дыхательную гимнастику, перепрыгивали через лист бумаги, прятались от дождика, накрывались листом бумаги как «зонтиком», «воздушный змей», лист бумаги сминали в комочек, а потом он превращался в мячик, играли игру самолеты. Дети узнали, как можно использовать лист бумаги, развивали фантазию и творчество.

2. Нод «Невидимка-воздух».

Во время непосредственно образовательной деятельности я старалась обогатить представлений детей о воздухе и его свойствах средствами физической культуры.

Занятие началось из рассматривания глобуса, ребята рассказали, что обозначает синий цвет на глобусе, кто живет в океане и на суше. Поиграли игру «Три стихии. Вода, земля, воздух». Поговорили с детьми о живой и не живой природе, поиграли игру «Живое – не живое». Преодолевали препятствия, чтобы попасть в лабораторию. (проползали под канатом, выполняли прыжки вверх через модули, проходили боковым приставным шагом по канату) Повторили правила поведения в лаборатории. Проводили опыт «Что в пакете», надували воздушные шары, играли игру с воздушными шариками. В заключении этого опыта дети сделали вывод, что воздух невидимый, прозрачный, лёгкий, бесцветный. Второй опыт был связан с ветром. В коробку, положила мелкие кусочки бумаги, надула воздушный шар и выпустить воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее. Воздух, из воздушного шара, попал в коробку, и с силой поднимает бумагу. Мы увидели, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Из этого эксперимента мы сделали вывод, что свойство воздуха – это движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остаётся невидимым. Ребята рассказали, каким бывает ветер (ласковым, лёгким, тёплым, освежающим, порывистым, сильным, холодным, ураганным и т. д).

Опыт с водой. Поговорили с детьми о том какую, пользу приносит вода, и какой вред. Вода – это жидкость. Воду можно переливать, нагревать, пить, водой можно умываться, готовить пищу, стирать. Отметили, что вода нужна не только человеку, но и животным, птицам, растениям. Рассказали, что человек состоит из 80% воды. Проводили опыт с водой и трубочкой. Опускали в стакан с водой трубочку и дули в него. Что происходит? (выходят пузырьки). Как они появились? Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Поговорили с ребятами, какой вред приносит вода, что вода – это стихия. Она разрушает города, села поля леса.

В заключении подвели итог: Что интересное, нового узнали? (воздух – легкий, прозрачный, невидимый). Для чего нужен воздух? (чтобы дышать, что воздух занимает место, что ветер - это движение воздуха).

НОД «Что важнее в тренировке руки или ноги» На занятии выясняли с детьми сходство и различие в строении и значении рук и ног человека, сходство и различие в строении человека и дерева. Формировались представление о взаимодействии различных действий. Занятие началось с проблемной ситуации: Незнайка прислал письмо, он рассказывает о том, что слышал о спортивных достижениях ребят. Незнайка попросил помочь разобраться в 2х картинках (с изображением дерева и человека). Чем же деревья похожи на людей, и что нужно, чтобы стать таким же крепким и сильным как дерево. И что лучше тренировать: руки или ноги? Рассматривая картинки ребята, пытаются понять, в чём сходство в строении дерева и человека. Что нужно делать, чтобы быть крепкими и сильными как дерево? (Дерево олицетворяет силу и мощь, у дерева крепкие корни, глубоко в земле, чтобы дерево крепко стоял. У человека скелет на вид хрупкий, но на самом деле он очень прочный, как ствол дерева. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы). Эксперименты ребят фиксировались на фиксационной карте, где дети цветом красным и зеленым обозначали, что легче делать руками, что ногами и что хорошо выполнять руками и ногами.

(Выполняли бег до конуса и обратно, потом то же самое расстояние проходили, выполняя на руках «Тачка»). Перекладывали карандаши с обруча в обруч руками и ногами, делали выводы и обозначали на таблице результат. Упражнения с мячом выполняли руками и ногами, выводы фиксировали в таблице. Проползали через тоннель. Рисовали солнышко для Незнайки руками и ногами. В заключении занятия ребята сделали выводы, определили, что им было легче выполнять руками, а что ногами, руками и ногами одновременно.

НОД «Мое сердце» Применила цифровую лаборатория наураша «Пульс». Познакомились дети с работой человеческого сердца, его значением для всего организма. Дети слушали, биение своего сердца определяли, как оно стучит быстро или тихо и спокойно, слушали пульс. Рассматривали картинки с изображением сердца, как циркулирует кровь по венам. Делали массаж, выполняли ОРУ и ОВД, играли в подвижную и малоподвижную игру. Дошкольники побывали в цифровой лаборатории Наураша. Они измеряли пульс после физических нагрузок.

В своей работе использую цифровую лаборатория «Наураша в стране Наурандии» ребята в игровой форме познают азы мира. Знакомятся с разной тематикой (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.

Материал для НОД подбираю на доступном для детей уровне, чтобы он соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Занятия усложняю по содержанию, по задачам, способам их реализации в зависимости от возраста.

Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе физкультурных занятий и занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами.

Также в своей работе часто применяю дыхательную гимнастику, которая повышает общей жизненный тонус ребёнка закаливает, делает более устойчивым организм к заболеваниям дыхательной системы. Развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В дыхательной гимнастике применяю динамические и специальные дыхательные упражнения. Часто применяю во время общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнениях. Ребятам нравиться, когда в дыхательной гимнастике можно произносить гласные звуки (ааа, ууу, ооо, шипящие согласные (ш, ж) и сочетание звуков (ау, ух, ох, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений. В комплекс дыхательной гимнастики включаю элементы надувания резиновых мячей, игрушек, воздушных шаров и др.

Для овладения дыхательной гимнастикой я концентрирую внимание дошкольников на дыхательные упражнения, что увеличивают положительные действия. Дети должны получать положительные эмоции, которые сами по себе имеют оздоровительный эффект.

На педагогических советах ДОУ делюсь опытом работы на такие темы, как:

«НОД по физическому развитию с применением экспериментирования» Рассказала, как проводила занятия, какие применяла методы и приемы, какого достигла результата.

Мастер-класс «Использование элементов экспериментирования в процессе образовательной деятельности по физической культуре»

Цель: Познакомить педагогов с элементами экспериментирования в образовательном направлении «Физическое развитие»

Провела деловую игру. Предложила коллегам поделиться на 3 команды, каждая из которых, использовала различные подсказки, подумает и представит своим коллегам элементы познавательно-поисковой деятельности по направлению «Физическое развитие».

1 команда: задание с исследованием физических свойств мяча, использование его в разных видах движений.

2 команда: Исследование дыхательной системы

3 команда: Исследование развития физических качеств детей (сила, выносливость, ловкость)

В конце игры педагоги сделали выводы что: Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет развивать познавательную активность детей, расширяет кругозор ребенка, позволяет применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, способствует формированию навыков здорового образа жизни.

В работе с родителями воспитатели являются связующим звеном между родителями и мной, инструктором по физической культуре. В свою очередь я так же провожу консультации «Дыхательная гимнастика для дошкольников»; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях",

беседы, выступаю на родительских собраниях, оформляю наглядный материал.

Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

В заключении я хочу сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей, путем окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

В нашей работе невозможно останавливаться на достигнутом, здесь нужно постоянно расти, как растут дети, пришедшие в детский сад. Я люблю свою профессию за то, что вместе с детьми развиваюсь и многократно проживаю самое счастливое время – детство. Моя педагогическая философия будет еще изменяться, но пока я точно знаю, что сделала правильный выбор. Я знаю, что не напрасно тружусь, я — инструктор и этим горжусь.

Свое выступление хочу закончить словами, перефразировав классика: «Чтобы зажечь других, нужно самому гореть, а не тлеть», и пожелать всем, кто выбрал для себя путь педагога: не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое развитие»Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое развитие» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 4" Использование игрового стретчинга.

Комплексно-тематическое планирование НОД по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе на лето Представляю Вашему вниманию комплексно - тематическое планирование непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной группе (II часть) Месяц: ДЕКАБРЬ Неделя: I Разделы: Индивидуальная работа: Метание снежков цель. Пальчиковая гимнастика: «Хороший день» Утренняя гимнастика.

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Разделы: Индивидуальная работа: Упражнять в беге на скорость. Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин» Утренняя.

Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Путешествие в страну Смешариков» в старшей группе Задачи: Образовательные: продолжить обучение приемам работы с фитболами, через выполнение двигательных заданий; совершенствовать приобретенные.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе с ТНР по теме «Насекомые» (с домашним заданием) Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые». 2. Упражнять в образовании и употреблении.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Праздник ко Дню защиты детей «Путешествие по миру на воздушном шаре» по образовательной области «Физическое развитие»Праздник ко Дню защиты детей «Путешествие по миру на воздушном шаре» по образовательной области «Физическое развитие» Цель: Организация активного отдыха детей. Задачи: Формировать представление о празднике «День защиты детей». Закрепить интерес детей к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»
Опубликовано: 21 июня 2022 в 21:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Экспериментирование в образовательной области «Физическое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Сухоставская Светлана (УИ 2132681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД