Лучший педагог года

Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста

Мария Цветова
Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста

Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста

ГБДОУ детский сад №110 комбинированного вида Центрального района г. Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад»

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста»

Цветова Мария Викторовна

В соответствии с ФГОС ДО для развития современного ребёнка очень важно наличие преемственности образовательной практики при переходе из одной возрастной группы в другую.

Публикация «Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Преемственность – это связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретённых ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, социально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальнейшее развитие.

Одной из задач развития в раннем возрасте является сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, что составляет содержание сенсорного воспитания. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звене сенсорной культуры.

Очень важно заложить основы сенсорного воспитания в раннем возрасте, которые помогут ребёнку в следующих возрастных периодах расширить и обогатить свои представления, этому способствует различные игровые методики.

Идея об использовании игровых технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Само понятие игровая технология было осмысленно и осознано такими учеными как Беспалько В. П., Ильина Т. А., Фрадкин Ф. П., Кларин М. В., Селевко Г. К., Щуркова Н. Е. и др. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, в зарубежной -- 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.

Анализ, проведенный исследователями предполагает, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином "игровая технология" выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают ученые, ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

Еще Демокрит (460-371 до н. э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок. 35-ок. 96) писал: "Учение должно быть для него (ученика) забавою…".

Игровая технология в раннем возрасте имеет два направления:

1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

Задачами первого направления являются:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- снижение эмоционального напряжения и тревоги.

2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.

Основной задачей второго направления игровой технологии является обеспечение ребёнку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Решению задач первого и второго направления способствуют в том числе и релаксационные игры, на которых я сегодня и остановлюсь.

Релаксационные игры – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка.

Цель релаксационных игр: создание эмоционального общения, налаживание контакта между ребёнком и взрослым. Игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, переживаниях, это особый вид активности, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать новые и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения и навыки.

В Примерной ООП ДО (одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15, на основании которой написана образовательная программа ДОУ № 110, говориться, что в области познавательного развития взрослый создаёт условия для обогащения ребёнка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребёнка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания.

В условиях нашего детского сада при создании предметно-пространственной среды в группе раннего возраста мы создали игровую сенсорную комнату, которую наполнили, в том числе и релаксационными играми.

Прежде чем приступить к организации работы в сенсорной комнате мы провели диагностику сенсорного развития.

Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса. Опираясь на результаты диагностики, мы поставили следующие задачи:

Образовательная:

Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма) через обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

Развивающая :

Развивать умение обследовать свойства и качества предметов окружающего мира, использую различные сенсорные анализаторы (слуховые, зрительные, осязательные, вкусовые, обоняние, логическое мышление, речь, фантазию.

Воспитательная:

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.

Работа в сенсорной комнате строиться следующим образом.

Занятия мы проводим до прогулки с детьми, индивидуально или подгруппой по 2-3 человека. Для начала создаем мотивацию, чтобы у ребёнка было желание играть в сенсорной комнате. Если у ребёнка нет настроения играть в предложенные игры, то мы предлагаем игры на выбор, по желанию малыша или различные игрушки.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксационная и развивающая игра);

• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Мы выделили несколько игр, чтобы рассказать, как они помогают в развитии интеллекта у детей.

Игры с водой необходимы детям в период адаптации. К примеру, если во время утреннего приема предложить плачущему ребенку поиграть с водой, то слезы сразу высыхают, и малыш радостно торопится в группу. Вода притягивает детей как магнитом. На улице ни один ребенок не пройдет мимо лужи или капающей сосульки по весне.

Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации и расслаблению. Любые игры с водой, простые манипуляции, вызывают у детей положительные эмоции. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем. Например, игра «выжми губку». Воспитатель предлагает детям обыкновенные губки, тазик с водой и пустой таз, куда ребёнок будет отжимать губку. Детям особенно нравиться наблюдать, как из губки при сжатии вытекает вода. Казалось бы, обычный предмет быта, а сколько радости вызывает у малышей. Глядя на то, как вода вытекает из губки, ребёнок расслабляется, забывает о расставании с родителями, вода снимает психическое напряжение, агрессию, состояние в нутряного дискомфорт, улучшается сон.

Игры с песком имеют мощный ресурс. Они захватывают малыша, отвлекают от слез. Общение детей с песком необходимо и полезно. Во время игры с песком, через нервные окончания пальцев рук в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Приведу пример игры «Песочные строители» жители песочной страны просят помочь построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Детям выдаются различные формочки, ребенок выбирает, какая формочка нравиться, когда домики построены, воспитатель предлагает детям расселить песочных человечков по домам.

Игры с песком улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, развивает координацию движений, помогают в снятии тревожности и страха. Также можно использовать не только песок, а сыпучие материалы, например, крупу: манную, гречневую, перловую, горох, которые тоже стабилизируют эмоциональное состояние.

Игра с бумагой это один из общедоступных материалов. Дети, у которых есть возможность играть предметами, находящимися под рукой – веревочками, коробочками, баночками, крупами, колечками, песком и бумагой, растут не только счастливее, но и умнее своих ровесников. У бумаги нет какого-то определенного назначения, поэтому ей можно без труда придать любую удобную форму. Поэтому игры с бумагой так полезны для малышей.

Игры с обычной бумагой также могут открыть малышам много новых возможностей. Например, можно сделать из листов тонкой бумаги комочки и бросать их, как снежки. Можно заворачивать в бумагу разные игрушки и разворачивать их обратно. Старую ненужную бумагу можно рвать на мелкие кусочки и насыпать их в мисочки и кастрюльки. Например, такая игра как «Смятая бумага» ребенку предлагается лист бумаги, его нужно превратить в комочек, с детьми делаем комки из бумаги. Комки можно бросать в цель, катать, складывать в корзину. Сначала ребенку даются мягкие сорта бумаги, например, салфетки. Так как у бумаги нет прямого назначения, ребенок и воспитатель могут придумать различные игры. Игры с бумагой помогают поднять настроение детей, восстанавливают привычки, навыки и активное поведение.

В процессе игр у ребёнка повышается познавательный интерес, развиваются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт. Такие игры ознакомят малышей с окружающим миром, помогут интеллектуально развить ребёнка, а также развить логику, мышление и речь.

Организация занятий в сенсорной комнате и грамотно реализованная игровая деятельность обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует преемственности образовательного процесса в детском учреждении. Они способствуют поддержке положительного эмоционального и психологического состояния малыша в адаптационный период пребывания в детском саду. Помогают подготовить детей к освоению программы в следующем возрастном периоде. Создает определённую опору для осмысления пройденного материала на более высоком уровне. Что обеспечит преемственность целей, задач и содержания образования при переходе из группы раннего возраста в группы дошкольного возраста

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство развития детей раннего возраста
Опубликовано: 28 марта 2022 в 21:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД