Воронцова Нина Александровна
Нетрадиционные формы работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД на тему
«Нетрадиционные формы работы со сказкой»
Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.
Сказка - это радость мышления: и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению.
Народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.
Публикация «Нетрадиционные формы работы со сказкой» размещена в разделах
В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком.
Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», "Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко близко») и о времени («давно сейчас», «сначала - потом», «вчера - сегодня завтра»).
Сказку можно сделать средством развития творческих способностей путем пробуждения воображения и фантазии детей, тогда почему сказка должна всегда заканчиваться одинаково?
Предлагаю подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Хочу познакомить вас с некоторыми методами, которые я использую в работе со сказками :
«Из сказки задачку»
Цель. На основе знакомых сказок составлять интересные задачки, научить детей преобразовательному ремеслу, делая это не столько путем объяснения, сколько с помощью образца.
Пример. Сказка «Волк и семеро козлят»
Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?
«Сказка продолжается»
Цель. Путем изменения конца сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Ведь мы давно привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок.
Пример. Репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.
«Изменение ситуации в знакомых сказках»
Цель. Побуждать ребенка придумывать, учить детей самих менять ситуации в сказках.
Пример.
Сказка «Гуси-лебеди»
Новая ситуация. На пути девочки встречается волк.
«Перевирание сказки»
Цель. Воспитывать чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Развивать умение сосредоточиться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. (Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях).
Пример. Сказка. «Красная Шапочка»
Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т. д.
Сказка. «Колобок»
Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр.
«Сказка, но по-новому»
Цель. Развивать умение наделять главных героев противоположными качествами; умение менять содержание сказок, сложившихся стереотипов, т. е. переделки сказки наизнанку или шиворот навыворот.
Пример. Старая сказка. «Крошечка Хаврошечка»
Сказка по-новому. Хаврошечка злая и ленивая.
Старая сказка. «Красная Шапочка»
Сказка по-новому. Злая Красная Шапочка, а волк добрый.
«Сказки по комическим рисункам»
Цель. Развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.). все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная сказка.
«Моделирование сказок».
Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.
Цель. Продолжать учить детей прятать знакомых сказочных героев за геометрические фигуры, развивая образное мышление.
Пример.
Так мы показываем три одинаковых (но величине и цвету) кружка: - значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка».
Или три одинаковые по цвету, но разные по величине кружка естественно, они говорят о сказке «Три медведя».
Нетрадиционные формы работы со сказкой ломают привычные и уже Сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника.
В книге «Учимся по сказке» Татьяны Васильевны Большевой вы можете найти много подобной информации.
У меня все. Спасибо за внимание!