МААМ-картинки

Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)

Галина Садченко
Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №4»

Доклад на тему:

«Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости»

Подготовила и провела

воспитатель

Садченко Г. А.

Кемеровская область

г. Осинники

2020 г

Публикация «Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)» размещена в разделах

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. «Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.

Социализация - важнейшая и первостепенная задача, социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания. Под социализацией личности современная педагогика понимает личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностному взаимодействию, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социальной адаптацией ребенка является специально организованные шаги, а также процедура привыкания к окружающей среде в ходе усвоения новой информации. Ребенок в собственном развитии может как отставать, так и опережать своих сверстников. В этом случае социализация может характеризовать социальный статус индивида по отношению к его сверстникам.

Процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью. Актуальность этой темы обусловлена:

1) дети с умственной отсталостью чаще всего испытывают трудности в социальной адаптации;

2) необходимостью формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Педагоги, работающие с данной категорией, сталкиваются с рядом трудностей. Из-за грубых нарушений всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы у учащихся ОВЗ нарушена связь с миром, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограничено общение с природой и др. Из-за значительного снижения способности к обобщению и присвоению общественного опыта процесс социализации умственно отсталого ребёнка крайне затруднён.

Ведущими факторами, определяющими степень успешности процесса адаптации, считаются: однородность группы, значимость и уровень компетентности педагогов, их общественное положение, четкость и единообразие предъявляемых требований. Немаловажную роль в этом процессе играют численность группы, а также характер деятельности членов данной группы. К числу личностных факторов могут быть отнесены: уровень компетентности индивида, его самооценка, присущая ему степень идентификации самого себя с группой или же любой иной социальной общностью и приверженности ей, а также поло-возрастные и некоторые иные типологические особенности. У детей с умственной отсталостью практически все стадии умственного развития развиваются с запозданием. Для нормального хода развития ребенка крайне важным является участие семьи для его успешной социализации. Если говорить о ребенке с интеллектуальной недостаточностью, то для него семья, как и все остальные аспекты социализации, важна вдвойне, поскольку ее роль в интеллектуальном развитии и коррекции имеющихся недостатков. У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о социальном окружении, присутствует нечеткость восприятия жизненных перспектив, достаточно пассивное отношение к имеющимся общественным поручениям.

В основе педагогической работы с детьми, имеющими тяжёлую степень умственной отсталости, лежат как общепедагогические, так и специальные принципы. При этом такие общепедагогические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, его доступность, индивидуальный подход, имеют особо важное значение.

Принцип социальной направленности стоит во главу угла, так как он отражает основную задачу в обучении и воспитании. Его реализация осуществляется повседневно в процессе формирования навыков общения у детей, взаимодействия их друг с другом, учащимися из других классов, взрослыми в различных ситуациях: учебных, игровых, бытовых и т. п. Причём, общение учащихся не ограничивается рамками школы. Это могут быть экскурсии с учениками в зоопарк, на почту, на городскую ёлку, оздоровительные комплексы и другие общественные места способствуют формированию у них адекватного поведения в обществе.

В соответствии с принципом практической направленности большое внимание нужно уделять обучению детей умениям и навыкам, необходимым в повседневной практике, овладении доступными видами труда: самообслуживанию, элементарным ручным трудом, действиям с предметами. Формирование любого умственного действия начинается с этапа предметно-практических действий. Особое внимание уделяется организации таких видов деятельности, которые обладают обучающим потенциалом и находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.

Реализация принципа комплексного подхода осуществляется не только через решение единых коррекционно-развивающих задач на различных уроках разнообразными методами, но и через взаимодействие со всеми специалистами школы, учителями разных профилей (изобразительного искусства, музыки, ритмики, физической культуры, медицинскими работниками, совместно с которыми мы решаем задачи обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления детей.

Взаимодействие с родителями обучающихся - это составляющая данного принципа, так как именно они стали первыми и самыми заинтересованными в результатах работы участниками образовательного процесса, с родителями нужно обсуждать даже самые мелкие вопросы единого подхода, единых требований в воспитании и обучении детей.

Известно, что успешность обучения и воспитания во многом зависит от адекватности выбранных методов, форм и содержания работы, особенностей учащихся, для которых эта работа предназначена. Выстраивать коррекционно-развивающий процесс нужно с опорой на индивидуальные особенности детей.

Например, в качестве средства коррекции межличностных отношений школьников, можно использовать песочную терапию, песок оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра с песком способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу перед окружающими, повышает самооценку. Для занятий с песком используются коллекция миниатюрных фигурок. В набор игрушек входят: человеческие персонажи, здания (дома, школы, замки, животные (домашние, дикие, морские и пр., машины (сухопутные, водные, космические, растения (деревья, кусты, цветы, овощи, постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота, естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца, символические предметы (волшебные сундучки, сказочные герои, пластиковые буквы и цифры, различные геометрические фигурки.

Также в работе с учащимися можно использовать различные виды нетрадиционных техник рисования (например, рисование пальцами и др., что вызывает у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

Необходимым условием расширения социальных связей является развитие у детей речевого общения. Чтобы вызвать речевую активность детей, нужно поставить их в такие условия, когда они вынуждены спросить или попросить что-либо, задать определённые вопросы. Этому как раз содействуют создаваемые на уроках, экскурсиях и других мероприятиях ситуации, в процессе которых дети учатся общению - важной социальной потребности, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Развивая коммуникативные умения, применяю такие методы, как рассматривание рисунков, фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительского характера, этюды и игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, игры на расслабление различных групп мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи, игры на развитие внимания и другие.

Так же создание в процессе обучения и воспитания детей эмоционально насыщенной среды благотворно влияет на поддержание работоспособности, психической активности учащихся. Известно, что эмоциональная окрашенность предлагаемых ученикам материалов в значительной степени облегчает процесс усвоения знаний, умений и навыков за счёт активизации познавательной деятельности, подкреплённой непроизвольным вниманием и непроизвольным запоминанием. При подготовке к занятиям берется во внимание то, что учащиеся обычно активнее воспринимают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядность. И это даё т положительный результат: мелодии, звуки, краски, образы, интонации, ритмы в силу своих особенностей способны влиять на настроение детей таким образом, что они становятся более открытыми к обучению, как бы преподносимый материал совпадает с «эмоциональной матрицей» ребёнка и сравнительно легко усваивается.

Принцип доступности реализуется с учётом того, что предлагаемые задания, формы деятельности, содержание находятся в зоне ближайшего развития ребёнка и могут быть выполнены и освоены с помощью и при поддержке взрослого. А самым доступным видом деятельности ребёнка является игра. «Игра-это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в более короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры, общения».

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

В результате нашей с вами работы должны быть следующие результаты:

Ребенок с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Праздники с родителями» (из опыта работы)«Праздники с родителями» (из опыта работы) Важное место в развитии и воспитании малыша, занимает – музыка. Она благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы)Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы) Уважаемые коллеги!Особое значение в своей работе я уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают.

Взаимодействие с родителями (из опыта работы)Взаимодействие с родителями (из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО социальная среда ДОУ должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности сада. Стоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)
Опубликовано: 29 марта 2020 в 09:55
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Садченко (УИ 1948292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД