Магомедова Лавиза
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Работа в данном направлении строится по следующим принципам:
• интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
• активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности : музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
• на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
• бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
В процессе работы с детьми в основу легло стремление к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы воспитанникам чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы. Детский фольклор в работе по развитию речи детей использовался в интегрированной форме как на НОД, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и, как показала работа с детьми, эффективно способствовало развитию связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры речи. В своей работе я исполняла колыбельные песни перед дневным сном в младшей группе, а затем продолжили эту работу в средней группе. Дети с большим интересом восприняли эту форму общения. После исполнения колыбельных перед дневным сном отмечалось, что во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям взрослых. Проводилась работа по самообразованию, направленная на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе. Также проявиться работа с родителями с рекомендациями устного народного творчества в собственной речи. В работе по развитию речи через приобщение к русскому народному фольклору использовалось сочетание различные видов деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной и др.).
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.