Инна Чиркина
Всестороннее развитие детей через ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказыванию и чтению в слух принадлежит большое место в осуществлении задач всестороннего развития. Рассказывание и чтение сказок, рассказов, стихов, вводит детей в литературу и через нее в окружающий мир, знакомит с действительностью. Слушая сказку — рассказ, ребенок волнуется, огорчается, радуется: он живет жизнью героев данного произведения; он учится любить все хорошее, прекрасное и в то же время относиться ко всему плохому.
Публикация «Всестороннее развитие детей через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Книга — источник знаний. Рассказывание и чтение расширяют умственные горизонты ребенка, дети. Живущие в колхозе, получают представления о Москве с ее высокими красивыми домами, улицами, мавзолеем, а дети, живущие в Москве, знакомятся с работой в колхозах, природой юга и севера.
Знакомя ребенка с неизвестным, желательно слово подкрепить зрительными впечатлениями, иллюстрациями, показом предметов, картинок наблюдением за явлениями природы. Рассказывание развивает воображение детей, способность представить себе, видеть «умственным взором». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ Произведения развивают ребенка эстетически. Хороший рассказ привлекает ребенка к книге, пробуждает интерес к ней, развивает любовь и интерес к литературе. Рассказывание и чтение вводит детей в литературу и поэтому чрезвычайно важны для общего развития. Чтение и рассказывание оказывают большое влияние на развитие языка ребенка, увеличивают запас слов, появляется желание пересказывать прослушанное, рассказать эпизод из личной жизни, поделиться впечатлениями. Слушание рассказа может содействовать и развитию памяти. Однако ребенок лучше запоминает то, что понимает, поэтому для запоминания рассказа очень важна его доступность ребенку. Запоминанию содействует четкости связанность материала. Именно поэтому так хорошо запоминаются потешки, русские народные сказки «колобок», «гуси — лебеди», в которых имеются повторяющиеся видоизмененные сюжеты. Для запоминания рассказа очень важна также заинтересованность ребенка. Хорошее рассказывание наталкивает ребенка на собственное творчество. У ребенка появляется желание самому рассказать о пережитом событии, иногда он сам сочиняет рассказ, сказку, стихи. Правда первоначальное творчество ребенка носит на себе следы прослушанной сказки или истории, оно подражательно, но эта подражательность носит в известных пределах закона. Если личный опыт ребенка достаточно богат, то подражание послужит для него лишь простейшей, удобнейшей формой для выражения собственных мыслей, собственных образов. Дети живо воспринимают сказку, волнуются за ее героев, радуются их радостям, печалям печалятся. Дети внимательно слушают «сказку о рыбаке и рыбке», ее легкие, плавные, чарующие строки захватывают их. Они следят за развитием двух начал в сказке : доброго и злого. Они чувствуют, как великодушен и бескорыстен старик. Дети замечают как благодарна и щедра золотая рыбка, как все жаднее и злее становится старуха. В сказке нет навязчивой героини: вывод делают сами дети: «так ей и надо старухе, чтоб не была жадная!» Эстетическое наслаждение получают дети, воспринимая поэтические образы природы, созданные а. С. Пушкиным, Н. А. Некрасовым. Их стихи воспитывают любовь к природе, будят детское воображение. Действенное восприятие искусства ребенком способствует формированию его характера. Детская книга способствует появлению у детей в самых простых формах чувства долга: это забота старших о маленьких, уважение к родителям, умение поступать своими желаниями. Формирование у детей этого чувства — процесс очень сложный и происходит он не гладко. Такие книги Маяковского как «конь — огонь», «кем быть?» Расширяют круг детских представлений о том, как делают вещи. Детская книга — ее текст и иллюстрации — помогают развивать у ребенка чувство юмора т. е. Развивается гибкость ума, быстрота сообразительности. Этого сложно достичь шутками, стихами, перевертышами. Небылицами. Язык веселого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребенка тонкостям родного языка. Перевертыши помогают осознать реальность художественной литературы, способствуют развитию речи детей : дети отвечают на вопросы по произведению, характеризуют героев, высказываются по поводу поступков героев. Дети могут читать стихи по ролям написанные в диалогической форме, дети могут читать в лицах. Дети инсценируют понравившиеся любимые сказки. В них развивается не только речь, но и декламационные способности, художественный вкус. Повышается словарный запас детей. Из книг дети получают много новых слов, оборотов речи. Дети учатся выразительному чтению, учатся правильно выражать мысли и чувства поэта. У детей начинает формироваться чуткость к слову, стремление включать в собственную речь яркие, выразительные слова. Одним из действенных приемов словарной работы может быть постановка вопросов детям после чтения. Большое значение в развитии языка детей, в обогащении их речи имеет пересказывание литературного произведения. Таким образом чтение литературных произведений имеют большое значение для всестороннего развития личности.