МААМ-картинки

Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями взрослыми и детьми с нарушениями речи

Ирина Ермилова
Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями взрослыми и детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями : взрослыми и детьми с нарушениями речи, их родителями, учителями и специалистами социальной сферы.

Этика-учение о нравственности, наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, проблемам. Профессиональная этика особенно актуальна в современном мире - мире почти полностью потерявшем Нравственный Закон. Учитель-логопед обязан основывать свою профессиональную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе.

Публикация «Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями взрослыми и детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых. С целью оптимального использования достижений науки учитель-логопед должен быть в курсе достижений психологии, дефектологии в целом и своей узкой специальности в частности, применять самые современные научные методы и способствовать применению их другими.

Задача учителя-логопеда состоит в изучении развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи, создания условий для наилучшего развития речи; основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.

Кодекс педагогической этики логопеда с детьми :

1. Иди к детям с улыбкой. Улыбка снимает напряжение и тревожность, которые почти всегда возникают у детей при общении со взрослыми.

2. Сначала научи, затем требуй.

3. Будь справедливым в оценке знаний и поведения детей.

4. Крепко держи данное детям слово.

5. Защити ребенка от всех видов произвола.

6. Строго храни детские тайны.

7. Будь сдержанным и терпеливым. Никогда не опускайся до унижения и оскорбления детей, и они тогда никогда оскорбят инее унизят тебя.

8. Будь примером во всем: в труде, в одежде, в поведении.

9. В любой ситуации умей поставить себя на место воспитанника.

10. Помни: понять ребенка ты сможешь только тогда, когда полюбишь его.

11. Ни на минуту не переставай учиться. Будь внимательным и ты многому научишься у своих коллег, и у своих воспитанников.

12. Никогда не жалуйся на своих воспитанников. Помни6 хороший педагог бывает недоволен собой.

13. Не сравнивай детей: у одних это развивает зависть и злобу, у других – лесть и лицемерие.

14. Доверяй детям. Откажись от мелочной опеки в отношениях с ними.

15. Будь великодушным к случайно оступившемуся.

16. Если ты не прав, попроси у воспитанника прощения. Это нисколько не уронит твоего авторитета.

17. Найди хорошее даже у самого нерадивого ребенка. Постарайся возвысить его в собственных глазах, и он оправдает твои надежды.

18. Живи интересами детей, и ты поймешь, что радость тесного общения с детьми – одна из наиболее земных радостей.

19. Никогда не требуй от детей того, чего не делаешь сам.

20. На работу иди, как на праздник, иначе тебе там нечего делать.

В своей деятельности логопед должен всегда соблюдать принцип «не навреди» и выражать своё мнение, устное или письменное с осторожностью. Необходимо избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключить любое возможное отрицательное воздействие на них, вытекающее из его поведения.

Этические основы взаимодействия логопеда с родителями детей.

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважением к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов (рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям и создадут барьер в общении).

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемом родителям. Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации, чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

С чего же начинать работу с родителями?

1. Первым и самым важным моментом является установление контакта с ребенком. Доброжелательное, ласковое, спокойное отношение к ребенку способствует установлению контакта с ним. Необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в кабинет к логопеду на занятия. Надо уметь (научиться) восхищаться ребенком. У каждого ребенка, даже с тяжелой или со сложной структурой нарушения развития и поведения есть что-то положительное, что необходимо логопеду увидеть и заметить. Далее необходимо отмечать, подчеркивать, напоминать об этом самому ребенку каждый раз при общении с ним (как на занятиях, так и не занятий). Похвала – самый эффективный стимул к деятельности. Установление хорошего контакта с ребенком – это 1-й шаг навстречу с родителями.

2. Демонстрация родителям уже налаженного контакта с ребенком и доброжелательного отношения к нему в процессе занятий, а также, пусть даже самых незначительных успехов и навыков ребенка здесь важно показать не столько проблемы ребенка, сколько его желание заниматься с логопедом. Все это важно выполнить до 1-го родительского собрания.

3. Далее, уже в процессе коррекционного обучения, раскрывать родителям все проблемы нарушений у детей. Это могут быть и нарушения грамматического строя речи, связной речи, фонетико-фонематического нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Необходимо подвести родителей к пониманию, что только совместное воздействие специалистов и семьи окажет эффективности влияния на развития ребенка и коррекцию его нарушений.

Сейчас работа специалистов с родителями осуществляется в значительно большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ логопедом индивидуальных занятий с детьми, фронтальных открытых занятий с нетрадиционными формами проведения, а также с участием в занятиях родителей, проведение родительских собраний и диспутов.

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также подгрупповые и фронтальные, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для малыша. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ему – помощь и похвала за труд.

В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираю книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. После завершения собрания родителям предоставляется возможность просмотреть эти книги.

Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. На каждом последующем проводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются рекомендации на летний период.

В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.

В материалах папки «Информация для родителей» выделены следующие разделы:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

- формирование правильного звукопроизношения.

- речевое развитие ребенка.

- обучение грамоте. Домашние уроки русского языка.

- речевые и психологические тесты.

- риторика для детей.

Регулярно обновляя информацию в «Родительском уголке», мы стараемся выставлять для родителей тематические папки для ознакомления дома, например: «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста», «Компьютерные игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте».

Важным и значимым направлением в работе с родителями является показ открытых индивидуальных занятий с ребенком, где логопед может показать весь спектр особенностей нарушений у ребенка, осуществляя индивидуальный подход к нему.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

Но, не смотря на многообразие форм работы с родителями, остаются проблемы. Как, например: родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом ( например: слоговая структура слова, названия некоторых звуков (ль, й (йот, принцип выполнения задания (ставить схему предложения, отхлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, особенно в начале обучения, когда родителям все непонятно: и индивидуальные тетради и необходимость дома заниматься с детьми, и масса специальных терминов. Очень важной проблемой является убеждение родителей в необходимости закрепления того материала, который пройден на занятиях в детском саду, т. к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении. Еще более значимой проблемой является решение вопроса – как заинтересовать и научить родителей правильно заниматься с ребенком. Только в том случае коррекционная работа даст положительный результат, если логопед и родители, имея общую цель, будут действовать согласованно, будет осуществляться преемственность в работе между педагогами и родителями.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т. е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

Взаимодействие логопеда и воспитателя.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи : психологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;

3. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции логопеда Функции воспитателя

• Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)

• Формирование фонематических процессов

• Совершенствование состояния лексического компонента

• Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

• Формирование грамматического строя речи

• Совершенствование связной речи

• Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения. • Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

• Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

• Формирование связной речи

• Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Логопед проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями воспитателя, поэтому логопеду приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий логопеда нельзя.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо : постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности.

Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей :

-Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.

-Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.

-Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала).

-Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов.

Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

1. учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;

2. воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико–грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. ]. — изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Эксмо, 2018. — 608 с.

2. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

3. Миронова С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

4. Профессиональная этика в педагогической деятельности: учеб. пособие / М. В. Веккессер, И. А. Славкина, Н. Д. Фирер, Н. Г. Харитонова, Л. С. Шмульская. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 120 с.

5. Ситяева Л. П. Профессиональная этика [Текст] : учеб. пособие / J1. П. Ситяева, H. Н. Остапенко, Н. М. Коржевская. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т», 2009. 106 с.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/07/29/eticheskie-aspekty-deyatelnosti-uchitelya-logopeda

https://logomag.ru/blog/logovosp/85/

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/12/05/vzaimodeystvie-logopeda-i-semi-rebenka-s

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями взрослыми и детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 19 октября 2021 в 17:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этические основы взаимодействия логопеда с различными категориями взрослыми и детьми с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ермилова (УИ 1905327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД