Екатерина Токарева
«Организация питания» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на тему «Организация питания»
Токаревой Екатерины Евгеньевны
Организация рационального питания детей ДОУ основана на соблюдении утвержденных продуктов и примерного меню. Правильно составленное меню – это обязательное условие рационального питания. Основа меню – утвержденные наборы продуктов питания, обеспечивающие физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии: мясо, рыба, молочные продукты, свежие фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов; а также исключение частой повторяемости блюд в течение срока действия, совместимость продуктов и сложившиеся традиции и привычки.
Публикация «„Организация питания“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Организация питания в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. Для этого, я вывешиваю в приемной детского сада ежедневное меню. Даю рекомендации родителям, что следует в вечернее время (ужин) давать ребенку такую пищу, которую он не ел в детском саду. В выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к детсадовскому. Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Питание в ДОУ организуется по следующим принципам:
- Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергетическим затратам детей;
- Сбалансированность рациона, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- Максимальное разнообразие рациона;
- Активная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
- Учет индивидуальных особенностей детей (непереносимость продуктов);
- Обеспечение санитарно – гигиенической безопасности питания.
Еда — наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение.
Перед тем, как идти на кухню за блюдами, помощник воспитателя протирает столы, моет руки, переодевает халат. Затем выставляет всю нужную для сервировки посуду на раздаточный стол, а дежурные, вымыв руки, расставляют ее на детские столы. Дежурство вводится со второй половины учебного года у детей младшей группы.
В общеобразовательной программе стоят задачи по развитию трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Я формирую у детей умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы. Помощник воспитателя все готовые блюда, согласно графику раздачи пищи, получает на кухне одномоментно. Несет с закрытой крышкой, накрывает полотенцем.
Пока помощник воспитателя приносит пищу, а дежурные накрывают на столы, я вместе с остальными детьми играю в спокойные игры или читаю книги.
Перед тем, как сесть за стол дети идут мыть руки с мылом. После раздачи блюд, я приглашаю детей за стол. Нельзя заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды. Я слежу, чтобы подаваемая детям пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету и кусок запеканки не разламывают). После приема пищи малыши оставляют посуду на столе. Старшие дети убирают посуду сами.
Во время приема пищи я создаю у детей положительное отношение к еде, рассказываю из чего она приготовлена и о её пользе. Неразрывно с приемом пищи и воспитание культурно-гигиенических навыков. Я учу детей: правильно сидеть во время еды; аккуратно есть; тщательно, бесшумно пережевывать пищу; пользоваться столовыми приборами; пользоваться салфеткой.
Во время приема пищи я и помощник воспитателя следим, чтобы в процессе еды за столами детей всегда было чисто, говорим с детьми не громко, обращаясь к конкретному ребенку. В группах раннего возраста воспитатель и его помощник докармливают детей сидя на стульчике справа от ребенка.
При проведении любого процесса, где я формирую навыки у детей, главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение детей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них культурно-гигиенические навыки и правила поведения. Я использую различные способы педагогического воздействия на детей: приучение (по образцу поведения); упражнение (повтор определенных действий); воспитывающие ситуации (созданию условия для применения навыка); пример для подражания (наглядный пример); наказание (использую крайне редко - осуждение негативного поступка); примеры из литературы (поступки героев); разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации); беседа (возможность высказать свое мнение); поощрение (похвала).
За что можно похвалить ребенка во время еды? Вот примеры, которые я использую в своей работе :
- Правильно держит ложку (вилку);
- Сидит ровно;
- Не облизывает пальцы, а вытирает салфеткой;
- Не набирает полную ложку;
- Правильно отламывает кусочек хлеба левой рукой от целого куска.
И помните, принятие пищи должно вызывать удовольствие. Аппетит приходит во время еды. Приятного вам аппетита!