МААМ-картинки

Опыт работы «Проектирование образовательного процесса в группах детей раннего возраста»

Ольга Ситникова
Опыт работы «Проектирование образовательного процесса в группах детей раннего возраста»

Ранний возраст - начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения. То, что закладывается взрослыми в этот период, во много сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды.

В работе с детьми раннего возраста я учитываю основные педагогические правила и принципы:

- Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.

- Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей.

- Индивидуальное общение с ребенком.

Публикация «Опыт работы „Проектирование образовательного процесса в группах детей раннего возраста“» размещена в разделах

- Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.

- Воспитание положительного отношения к требованиям взрослых.

- Вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий.

-Своевременное формирование навыков самостоятельности.

- Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. - Образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, так как дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.

Воспитательно – образовательный процесс во второй группе раннего возраста осуществляю в соответствии со своей рабочей программой воспитателя, разработанной в соответствии с образовательной программой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 г. Шебекино».

Воспитанники группы обучаются в процессе организованной образовательной деятельности, в совместной с воспитателем деятельности, в режимных моментах, самостоятельной деятельности в развивающей среде.

Организованная образовательная деятельность осуществляется согласно составленному расписанию на неделю (11 занятий). Каждый день проводится по два занятия (в первую и во вторую половину дня, а 1 раз в неделю – 3 занятия, одно из которых физкультура на воздухе); с разделением детей на подгруппы (по 6 – 8 человек). Длительность занятия не превышает 10 минут, с обязательным включением в середине занятия физминутки.

Все занятия проводятся в игровой форме, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и имеют четкую структуру:

Вводная часть: создание мотивации, которая не забывается на протяжении всего занятия. Например, если пришел Медвежонок, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия подвожу итоги от лица персонажа.

• Также в первой части ООД создается проблемная ситуация для детей, решение которой они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет малышам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части использую различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

• После каждого вида детской деятельности провожу анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей).

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому стараюсь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентирую на ней внимание. Говорю, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

• На протяжении всего занятия я побуждаю детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываю заранее, они носят поисковый или проблемный характер.

• Всегда стараюсь контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т. к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом : «Давайте отправимся в путешествие…»

• Заключительную часть занятия организовываю таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации ( чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).

В конце подвожу итог всего занятия: даю оценку детской деятельности: хвалю каждого ребенка от своего лица, либо от лица игрового персонажа. Главное - не забываю о мотивации, которая поставлена в начале занятия.

В рефлексивно – оценочном этапе я уточняю, что герою занятия с нами было хорошо, мы решили его проблему: оказали помощь. Предлагаю детям, которым понравилось играть с персонажем, похлопать в ладоши, а кому нет – потопать (или выбрать солнышки или тучки; веселых или грустных смайликов). Так дети могут выразить свои эмоции. Для последующей работы предлагаю приглашать понравившихся персонажей к нам на другие занятия, для того, чтобы узнать ещё больше нового и интересного.

При подготовке к каждому ООД продумываю организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей : сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.). Подготавливаю наглядные материалы, которые доступны каждому ребенку, современные, качественные; иллюстрации большого размера, по возможности показ мультимедийных презентаций. Материал для игр и занятий с маленькими детьми подбираю таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Я использую знакомые малышам ситуации. Например: игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киска, киска, киска - брысь!» - дети видели и гладили кошку. Если же необходимо предложить новый материал, то провожу предварительную работу для формирования у детей новых представлений. Например, ООД «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому показываю детям игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного рассказываю об этих домашних птицах.

В работе с детьми раннего возраста я учитываю следующие моменты:

Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей. Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Можно спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д.

Я предоставляю детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлекаю детей за собой. Например, на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагаю мотивацию предстоящей деятельности (лепка Колобка) : «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагаю варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, я увлекаю ребят, организовываю мотивацию для рисования, заинтересовываю их, также решаю воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

В процессе организации образовательной деятельности, я использую технологические карты.

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Использование технологической карты помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи.

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

В процессе обучения я знакомлю детей с новыми играми, предметами быта объясняю и показываю, как ими пользоваться, дети учатся убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема мы достигаем игрой.

Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Отличительной особенностью образовательной деятельности в режимных моментах является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. В совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе режимных моментов совмещаю элементы игры и обучения.

Организую смену видов деятельности

Смена видов деятельности, когда обучение состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить его эффективность. Смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность у детей.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Большое внимание уделяю организации самостоятельной игровой деятельности не только по интересам ребенка, но и специально организованной мною. Самостоятельную деятельность с детьми организовываю в самой различной форме: свободной игры, бесед, слушания, чтения.

Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому, мы педагоги, испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

В нашей группе для самостоятельной деятельности малышей созданы центры:

1. Центр театрализованной деятельности.

В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сцен.

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр.

В группе находится уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущих у него в душе здесь и сейчас. Это дает психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирать свой образ

3. Центр «Физического развития.

Для успешного решения задач физического воспитания в группе имеется физкультурное оборудование. Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Для этого в группе находится различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные ленточки, кегли, гантели, скакалки, массажные коврики. Дети постоянно находятся в движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, лиса, медведь, волк. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

4. Центр книги.

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. В уголке размещены книги с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Малыши могут самостоятельно просматривать понравившуюся литературу.

5. Игровой центр.

В центре размещены разнообразные игры для детей с учетом возраста и гендерного воспитания.

6. Центр развивающих игр.

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного воспитания, мелкой моторики, воображения.

7. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества).

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого. В оформлении приемной всегда найдется место для работ детей, их творчества. Очень красиво оформлена выставка, где размещаются рисунки и результаты детского творчества.

8. Информационные блоки.

На стене в раздевалке расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Выполнение всех требований к проектированию воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста» «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывать дерево, стараясь не повредить.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Подготовила воспитатель раннего возраста: Анатурдыева Светлана Николаевна Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно чтобы переход.

Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.

Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста» На сегодняшний день физкультурно-оздоровительная работа является наиболее актуальной в деятельности любого детского сада. В настоящее время.

Консультация для родителей «Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду» Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ № 41, г. Усть-Лабинск. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи:.

Презентация «Опыт работы «Здоровьесбережение детей раннего возраста в рамках игровой деятельности» Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным,.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А. «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения.

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха Образовательная деятельность в разновозрастной группе детей с ОВЗ строится на основе адаптированной общеобразовательной программы дошкольного.

Планирование образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Инд. работа С Лерой, Настей, Ириной, Ваней Цель: развивать умение у детей лепить формы способом расплющивания комочка в ладонях, соединять.

Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС» Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Проектирование образовательного процесса в группах детей раннего возраста»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 23:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД