МААМ-картинки

Социальная адаптации детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным творчеством

Людмила Волкова
Социальная адаптации детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным творчеством

Социальная адаптации детей с ОВЗ.

Цель доклада - Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

Развивающие:

- развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное;

- развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии;

- развитие стремления ребенка к созданию образов;

формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты.

Публикация «Социальная адаптации детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным творчеством» размещена в разделах

Воспитательные:

- формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции;

- формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении. Круг общения таких детей невелик.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

Выполняемая деятельность соответствует возможности ребенка, не наносит вреда его здоровью.

Я решила заниматься с ребёнком с ОВЗ прикладным творчеством, так как это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

Дети с ограниченными возможностями в здоровье отзывчивые, открытые, добрые, искренние дети. Это дети с взрослыми проблемами, уже понимающие смысл жизни, они очень хорошо осознают себя в болезни. Так как круг общения у детей очень узок, они, любят поговорить.

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.

Моей главной задачей стала попытка открыть ребенка с творческой стороны. Вся работа велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

учет сложившегося социального опыта ребенка;

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;

опора на зону актуального развития;

учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;

ориентация на паритетные отношения;

создание ситуации успеха.

Встреча всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с самого простого - плоских игрушек и аппликации из бумаги и ткани.

У ребенка, не занимающегося, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому моя работа заключалась не только в том, чтобы познакомить с различным видам прикладного искусства, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить ребёнка полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носили воспитательный характер. Большая работа велась по знакомству с родным краем, его природной красотой, культурой, традициями. Ребёнок развивают мелкую моторику, тренируют различные группы мышц. При проведении коррекционных занятий проявляла заботу о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия. Хвалила: молодец, сумела показать свои «задумки»; сегодня ты нас очень порадовала и т. д.

Ребёнок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась длительность занятия, оно планировалось в зависимости от физического состояния ребёнка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.

В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Учила ребёнка оценивать свой результат. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Материал подбирала так, чтобы ребёнок не чувствовал утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, предоставляя время для отдыха – ребёнок мог поиграть, поупражняться физически, послушать музыку, посмотреть мультфильм. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве разгрузки проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы.

Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.

Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.

Ребята, с которыми я занималась, испытывали удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

Психологи утверждают, что общение с природой наиболее глубоко формируют личность - происходит воздействие на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие ребенка. Я адаптировала и ввела в программный материал элементы гарденотерапии – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к природе, работе с растениями. Коррекционные возможности гарденотерапии велики:

расширение функциональных возможностей кисти рук;

предупреждение невротических расстройств;

развитие тактильной чувствительности;

предупреждение психического инфантилизма;

коррекция эмоциональной сферы;

развитие элементарных трудовых навыков;

- развитие познавательной активности.

Начинали работу со сбора листьев, причудливых веточек и корешков, узнавали о видах и свойства растений, способах засушки. Мы стали собирать ракушки, речные камешки, семена растений, скорлупки орехов. Такое разнообразие материала даёт возможность, «колдовать» над очередной работой. Делали коллажи, составляли букеты, занимались флористикой. Высаживали комнатные растения, наблюдали за их ростом и развитием. Это вызывало чувство эмпатии, заинтересованности в результатах своего труда. Мы испытывали радость от совместного творчества. Таким образом, элементы гарденотерапии, включаемые в работу с особыми детьми, способствуют плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающим миром.

Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Атмосфера занятий творчеством позволяет раскрепоститься, ведь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С. Л. Рубинштейн.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Работе с родителями уделяла особое внимание, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливала на то, чтобы родители как можно чаще беседовали о том, чем занимались, как прошел день, чем доволен и чем огорчен ребенок.

Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптации детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным творчеством
Опубликовано: 25 октября 2021 в 20:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД