МААМ-картинки

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Ольга Щекина
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.

Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

Создали необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д.

Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В группе развивающая среда обогащена (в мини-лаборатории имеются).

1. Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металл, резина).

В старшем возрасте с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т. д., но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т. д., тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т. д.). Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность»,«водопроницаемость»,«водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».

Внесла игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомление детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. Учила детей определять, анализировать структуру свойств, признаки, особенности материала предмета.

Внесены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков».

2. Ё мкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины, мерки, воронки.

3. Материалы:

- природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);

- бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т. п.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).

Предметно – развивающую среду, обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.

Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группе мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. С чего мы начали?

1. Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь.

2. Чистый просеянный песок прокалили (прокварцевали, заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.

3. Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающие в реальном и сказочном мире. Эту коллекцию постоянно пополняем.

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете массаж кисти.

Например, игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» эти игры учат классифицировать предметы по заданным признаком.

Игра «Следопыты», эта игра развивает пространственное воображения, связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.

Игра «Узоры на песке», эта игра развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме.

Игра «Картины на зеркале», эта игра развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику.

Игра «Раскопки далёких миров», эта игра предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Вместе с детьми составили книжку-самоделку сказок, с рисунками детей.

Наша группа подготовительная и мы решили песок использовать и в подготовке детей к школе.

Песок стал подспорьем, чтобы научить ребёнка узнавать, правильно, произносить звуки. Например, вы хотите отработать с ребёнком звук «А». Подберите фигуры. В названиях, которых есть звук «А». Постройте вместе с ребёнком сказочную страну «А», где есть сады с А-кациями и А-рбузами, реки с А-кулами и дворцы с А-рками и т. д.

Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. Создали в группе мини-музей «Воздух невидимка». С целью:

• Обогащение предметно-развивающей среды новыми формами;

• Формирование у дошкольников представления о музее;

• Расширение кругозора дошкольников;

• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Идея создания первого музея исходила от детей. Во время прогулки, однажды в ветреную погоду, дети стали задавать много вопросов: «Откуда прилетел ветер?», «Куда он улетает?» «Откуда появляются облака?», «Где ложиться ветер спать?» и т. д.

Создание музеев стала традицией нашей группы. После музея «Ветра», создали музей «Весны», музей «Лета», музей «Хлеба» и музей «Снегурочки».

Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).

Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.

Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).

Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие приносят интересные вещи юным исследователям.

Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараюсь закрепить дидактической или подвижной игрой.

Работу с родителями вела параллельно с подготовкой детей к исследовании. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Для наглядной агитации приготовили:

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей». Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.

- папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т. к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.

Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком не стен детского сада в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы.

Сейчас у нас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.

В группе проводились различные выставки совместного творчества родителей и детей рисунков и аппликаций: «Весна – Красна», «Наш город – Михайловск».

Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения. Но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому придумали папку ширму: «Вести из группы», в ней сообщаем об интересных событиях, произошедших в группе за последний месяц.

Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 19 октября 2021 в 09:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щекина (УИ 611561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД