Валентина Мосина
Долгосрочный проект «Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект на тему :
«Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина»
(старший дошкольный возраст)
Тип деятельности: опытно-экспериментальная
Вид деятельности: совместная образовательная деятельность
Публикация «Долгосрочный проект „Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Автор проекта : Мосина Валентина Анатольевна, воспитатель
Краснодар 2014
Тип проекта : долгосрочный.
Субъекты проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы:
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А Сухомлинский
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Цель проекта : Увлечь детей и взрослых совместной организацией и проведением опытно – экспериментальной, исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать условия для возникновения вопросов у детей и поиска ответов на них в практической деятельности ( Например: «Можно ли увидеть воздух? Что такое «сила притяжения»? Как узнать время по солнцу? и т. д.);
- привлечь родителей к активному участию в создании и обогащении специальной среды: опытно-экспериментальных уголков в детском саду и дома;
- продолжать учить детей работать самостоятельно и в коллективе;
- совершенствовать навыки диалогической речи;
- учить детей отражать в речи: вопрос-действия-ответ;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- расширять знания детей о предметном и природном мире;
- воспитывать любознательность;
- формировать заинтересованность в определении проблемы и успешном её решении, как совместным путём, так и самостоятельно;
- развивать навыки элементарной опытно- экспериментальной деятельности;
- закреплять знания о правилах безопасного поведения во время проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- объединить участников проекта общим увлечением.
Этапы проекта :
I этап:
Перечень мероприятий:
- проведение родительского собрания с презентацией «Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина» /июнь/;
- подбор и изготовление нестандартного оборудования для «Волшебного чемоданчика помощников Колбочкина» /июнь-август/;
- подготовка и создание специальной групповой среды: «Лаборатории Колбочкина», её наполнение; /июнь- август/.
- опыты и эксперименты (как с непосредственным, так и с опосредованным участием ребенка).
II этап.
Перечень мероприятий:
– активное экспериментирование по инициативе любого из участников проекта (педагог-ребенок - родитель);
- опыты и эксперименты (как с непосредственным, так и с опосредованным участием ребенка);
- создание музеев «Науки», стендов «Доска почёта Юных Экспериментаторов» (настенный); «Выставка - презентация новых изобретений и открытий» (плоскостной) /ежеквартально/;
- самостоятельное экспериментирование;
- моделирование и конструирование различных моделей, модулей и аппаратов на предложенную/свободную (творческую) тему;
- решение проблемных ситуаций посредством проведения совместной опытно- экспериментальной деятельности;
- обсуждение проведенных опытов, их дублирование в «Домашней лаборатории», совместно с родителями;
- осуществление фото съемки проведенной работы с последующим совместным обсуждением на родительском собрании (Оформление фото выставок, презентаций на тему: «Эксперименты в саду и дома»);
- показ презентаций по материалам проекта для родителей и педагогов (ежеквартально);
- публикация фотоотчётов на стендах, сайтах, в блогах, в СМИ (ежеквартально);
- конкурс «Лучшее научное изобретение года!» /ноябрь- май/.
Примерные темы:
1) «Космос» (Движение планеты Земля вокруг звезды Солнце, имитация запуска ракеты, при помощи воздуха в бутылке, либо в воздушном шарике).
2) «Круговорот воды в природе» (Проблемная тема включает в себя подборку опытов и экспериментов, связанных с водой, её свойствами, качествами);
3) Оптические иллюзионные опыты («Птичка в клетке», «Что длиннее?»)
4) «Свойства воздуха» (блок опытов, рассказывающих о таких характеристиках воздуха, как: сила, цвет, вес, скорость и др.);
5) «Неожиданные свойства обычных предметов» (Блок опытов с монетами, счетными палочками, листами бумаги, ложками и т. д.);
6) «Сила притяжения» (блок опытов «сила притяжения» в нашей жизни, «сила притяжения» в космосе; основные отличия, понятия, определения).
III этап.
Перечень мероприятий:
– проведение заключительного родительского собрания с демонстрацией результатов проведенной работы, в виде: презентации и выставки изобретений и моделей;
- анализ итогов работы;
- подведение итогов голосования, награждение победителей в различных номинациях ( например: «Самая изобретательная семья», «Генератор идей», «За креативное решение», «За сплочённость команды» и т. д. /май/.
- определение направлений экспериментирования на лето (Эксперименты с песком, водой, воздухом, ветром.) /май/.