Анна Радаева
Долгосрочный проект «Огонек»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект на тему : «Огонек»
МАДОУ детский сад №187
Цель проекта :
• Оптимальное педагогическое сопровождение процесса формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
2. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежания таких ситуаций.
Публикация «Долгосрочный проект „Огонек“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
3. Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.
Ресурсы проекта :
• Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности».
• Диагностика имеющихся у детей представлений о правилах пожарной безопасности, о способах действия в возникшей опасной ситуации (по критериям авторов программы «Детство», разработанных для проведения мониторинга усвоения содержания образовательной области «Безопасность).
• Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Безопасность» общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемые продукты проекта :
• познавательно-информационный уголок безопасности;
• тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»;
• тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг»;
• составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды»;
• памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых;
• схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара»;
• модель комплексно-тематического планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность»;
• книжки-малышки «Пожару – нет».
Этапы, содержание и описание реализации проекта
1 этап – подготовительный (продолжительность – два дня)
Основные методы деятельности на первом этапе:
1. метод активного диалога;
2. метод планирования (конструирования) педагогического процесса.
Содержание деятельности на подготовительном этапе: субъект проектной деятельности
Педагоги ДОУ
• Доведение до сведения педагогов смысла и цели проекта.
• Выборы творческой группы педагогов – активных участников проекта.
• Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности (по критериям Хромцовой Т. Г., используемых авторами программы «Детство» : см. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – Спб. : Издательство «Детство-Пресс», 2010, IV блок вопросов раздела «Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность», с. 121).
Основные методы диагностики:
• беседы с детьми с использованием иллюстраций,
• тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.
Родители группы
• Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
• Выборы творческой группы родителей – активных участников проекта.
• Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.
• Анкетирование родителей.
• Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.
Воспитанники группы
• Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.
Предварительный шаг. Постановка проблемы.
Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: «Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?».
Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; подумать — что можем сделать мы сообща – взрослые и дети старшей группы детского сада.
2 этап – основной (этап реализации; продолжительность — шесть дней)
Основные методы деятельности на втором этапе:
1. метод активного диалога;
2. метод сотрудничества и взаимопомощи;
3. игровое взаимодействие.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Педагоги ДОУ
• Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров.
• Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.
• Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т. п.).
• Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома».
• Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».
• Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми (подбор опытов, составление кроссвордов, лабиринтов).
Родители группы
• Организация экскурсии в пожарную часть и участие в ней.
• Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом» и тематического развлечения «Огонь – друг, огонь враг».
• Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей.
• Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе.
Воспитанники группы
• Активное участие в игровых образовательных ситуациях:
1. настольно — дидактические игры в детском саду: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Так или не так», «Слушай внимательно», «Составь целое из части», «Польза и вред огня», «Что нужно для работы пожарному», «Чем тушат пожар», «Спасатели»;
2. сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Мы пожарные», Пожарные на учении», «Служба спасения»;
3. подвижные игры в детском саду: «Кто быстрее соберется на пожар», «Веселые старты»;
4. на прогулке: спортивные и командные соревнования «Тушение пожара»- метание мешочков в горизонтальную цель; «Спасение пострадавших» — бег парами в обруче.
• Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
• Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, познавательное мероприятие
«От малой искры большой пожар».
• Экскурсия в пожарную часть (обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного).
• Продуктивная деятельность: рисование для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг»; изготовление рамок для уголка безопасности, помощь в его оформлении; изготовление, оформление альбома «Всё о пожарной безопасности».
• Разучивание ролей и драматизация сказки «Кошкин дом» (для детей из других групп).
• Составление модели-алгоритма «Действия человека при возникновении пожара дома».
• Составление Свода Правил «Чтобы не было беды» — для уголка безопасности.
• Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) и безопасности.
• Подготовка к тематическому развлечению «Огонь – друг, огонь враг» (репетиции, разучивание стихов, поиск вместе с родителями и воспитателями интересных заданий, вопросов и т. п.).
• Оформление книжного уголка в группе: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; И. Демьянов «Коробок – чёрный бок»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; М. Комова «Про кота Ваську и пожарную безопасность».
• Конкурсы «Угадай автора», «Что бы это значило?»;
• Составление творческих рассказов на противопожарную тематику.
• Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы.
• Просмотр и обсуждение видеофильмов «На пожаре» и «Кошкин дом»; презентаций «Если случился пожар», «Огонь – друг, огонь – враг».
• Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра).
• Минутка безопасности «Осторожно, огонь!».
3 этап – итоговый (этап презентации и рефлексии; продолжительность — два дня)
Основные методы деятельности на третьем этапе:
1. метод активного диалога;
2. метод сотрудничества и взаимопомощи;
3. игровое взаимодействие;
4. метод рефлексии.
Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности
Педагоги ДОУ
• Анализ полученных результатов. Проведение диагностики уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.
• Вручение благодарственных писем семьям – активным участникам проекта.
Родители группы
• Участие в тематическом развлечении «Огонь – друг, огонь – враг».
• Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды».
Воспитанники группы
1 день:
• Торжественная презентация информационно-познавательного уголка безопасности в группе (для родителей и воспитанников подготовительной группы).
• Открытие выставки детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»; экскурсия по выставке (экскурсоводы – дети старшей группы).
• Блиц – турнир «Пожарная безопасность».
2 день:
• Проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг».
• Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить, сделать по-другому?»).