МААМ-картинки

Дополнительная образовательная деятельность по обучению чтению «Ударение»

Людмила Черяпкина
Дополнительная образовательная деятельность по обучению чтению «Ударение»

Цель: усвоение понятия «ударение».

Задачи:

Образовательные :

- учить выделять в слове ударный слог;

– учить схематическому изображению ударения.

- учить способу проверки правильности выделения ударного слога : перестановка ударения в слове на другой слог и соотнесение звучания слова с нормой

Развивающие:

- закрепление умения делить слова на слоги;

-развивать мышление, внимание, умение логично и содержательно строить высказывания.

Воспитательные:

Публикация «Дополнительная образовательная деятельность по обучению чтению „Ударение“» размещена в разделах

-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Материалы и оборудование: демонстрационный и раздаточный материал: схемы слов; бубен; домики со слоговой схемой (один, два и три слога).

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «Слог», мы учились делить слова на слоги и определять их количество. Давайте вспомним, как определить сколько слогов в слове? ( Ответы детей: сколько гласных в слове, столько и слогов).

Правильно.

( Воспитатель прикрепляет на доску поочередно карточки: ЛИСА, ВОЛК, КУРИЦА)

Воспитатель. Молодцы! А теперь предлагаю расселить рисунки по домикам.

Проводится игра «Посели слово в домик». На доске - три домика со слоговыми схемами (один слог, два слога, три слога); предметные рисунки. Ребенок берет рисунок, называет слово, делит его на слоги и определяет нужный домик (прикрепляет картинку под домиком).

Воспитатель. Очень хорошо, все правильно сделали.

(Воспитатель прикрепляет на доске предметные картинки, на которых изображены гитара и барабан).

Ребята, что изображено на картинках? ( Ответы детей: музыкальные инструменты)

Правильно. Перед вами два рисунка музыкальных инструментов и две схемы слова. Кто знает название этих музыкальных инструментов? (Барабан, гитара.) Повторите хором их названия. Давайте определим, какая схема подходит к слову барабан, а какая - к слову гитара.

Дети делят слова на слоги и устанавливают, что в этих словах по три слога. С помощью воспитателя фиксируется проблема: невозможно определить, к каким словам подходят схемы, так как в этих словах равное количество слогов.

Воспитатель. Правильно, дети. Как же нам определить, к какому слову подходит какая схема? Чем же они различаются?

(Дети замечают, что над схемами находятся «палочки». Если дети не заметили, то воспитатель сам указывает на это).

Правильно, ребята, какие вы внимательные. Посмотрите, у меня есть барабан. Чтобы он зазвучал, что нужно сделать? ( Ответы детей: ударить палочками). Давайте поиграем.

Физминутка «Барабан».

Дети выполняют марш-шаги по темпу ударов палочками по барабану.

Воспитатель. Молодцы! Немного отдохнули и садимся на свои места. Ребята, как мы сейчас ударяли палочками по барабану, так и со словом, мы произносим слово и как бы ударяем голосом на определенный слог. Ударить голосом можно один слог в слове. Ударить голосом слог - значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а сильнее выделить голосом. Такое выделение голосом слога называется ударением. Один слог произносится более протяжно, с большей силой голоса, как бы ударяя по нему голосом.

На схеме слова не простая палочка, а знак ударения. Он указывает на ударный слог. Знак ударения похож на барабанную палочку. Мы словно ударяем об ударный слог палочкой, которая требует: «Произноси ударный слог сильнее Знак ударения ставится над словом и пишется в виде наклонной черточки сверху вниз. (Воспитатель демонстрирует на доске.)

Как же определить ударный слог? Попробуйте слово барабан произнести по слогам. Какой слог ударный? Легко ли найти ударный слог? ( Дети произносят слово по слогам: ба-ра-бан. Приходят к выводу: определить ударный слог трудно. Будем учиться выделять ударный слог. Попробуйте произнести слово не по слогам, а целиком.

Слово можно «позвать» и услышать ударный слог. Попробуйте слово барабан позвать: «Барабан!» (Слово произносится целиком.) Теперь пусть каждый громко произнесет это слово, позовет его и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждый его слог. (Дети произносят слово "барабан", слушают.) Постарайтесь услышать слог, который произносится с большей силой голоса, более протяжно. Какой это слог? Назовите его. Последний слог выделяется в слове с большей силой голоса. Это ударный слог.

Ударный слог можно услышать, если произнести слово как вопрос - спросить, переспросить: «Это барабан?» Попробуйте все вместе хором переспросить: «Барабан?» (Слово произносится целиком.)

(Дети произносят слово с вопросительной интонацией, выделяют ударный слог бан).

Правильно, а еще можно произнести слово ласково: БАРАБАНЧИК. (Дети произносят и выделяют ударный слог, А еще можно удивиться: БАРАБАН!

А теперь попробуем определить ударный слог в слове ГИТАРА. (Дети определяют ударный слог)

Подведение итогов работы.

- Чему учились? Какие секреты ударного слога узнали? Как нужно произнести слово, чтобы услышать ударный слог?

Постараться вспомнить с детьми и повторить все приемы: позвать, спросить, произнести ласково, удивиться.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

«В поисках Буратино». Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе«В поисках Буратино». Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательная деятельность по «Подготовке к обучению грамоте» в старшей группе "В поисках Буратино" (ОО «Речевое развитие»)Задачи: 1.

Дополнительная образовательная деятельность. Рисование на пескеДополнительная образовательная деятельность. Рисование на песке Цели: • Активизировать психических процессов у ребенка, а также его тактильной чувствительности через рисование песком на стекле;.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная деятельность по обучению чтению «Ударение»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 21:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД