Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Зёрнышки добра» по обучению детей 4–5 лет

Галина Звягина
Дополнительная образовательная программа «Зёрнышки добра» по обучению детей 4–5 лет

Пояснительная записка.

Направленность.

«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине».

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Новизна.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Зёрнышки добра“ по обучению детей 4–5 лет» размещена в разделах

Происходящие сегодня в стране политические и социально - экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

В ходе реализации данной программы происходит совершенствование восприятия, все большего осмысления прослушанных и заученных русских народных сказок, потешек, зазывалок, пословиц и поговорок, обогащение чувств; развивается эмоциональная отзывчивость, по отношению к русскому народному творчеству; формируется внимание к выразительным средствам языка; повышается интерес к традициям русской народной культуры, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуется социальные навыки поведения. Игры – драматизации, хороводы на основе русского фольклора становятся одним из средств развития детского творчества.

Актуальность.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к духовно - нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.

Важно начать работу по формированию духовно - нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи моей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Зёрнышки добра».

Педагогическая целесообразность.

По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития мышления, воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.

Программа дополнительной образовательной услуги «Зёрнышки добра» является инновационным образовательным документом.

Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она направлена на формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Целесообразность этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цель.

Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

Задачи.

Общие задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Обучающие :

- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные:

- воспитывать духовно – нравственные чувства;

- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.

Развивающие:

- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;

- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.

Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Характеристика детей 4 - 5 лет.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4 — 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 — 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

У детей ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков».

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно - ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4 — 5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.

Программа разработана для детей 4 - 5 лет.

Рассчитана на один учебный год.

Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут.

Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно - образовательной деятельности).

При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования, своевременно проводится инструктаж с детьми по технике безопасности.

Работа кружка «Зёрнышки добра» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания разных видов с различными материалами.

Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с учётом возрастных особенностей детей. У детей среднего дошкольного возраста отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности и материалов.

Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа связана с народным искусством, народными традициями, народными промыслами.

Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:

• Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);

• Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);

• Доступности (познание происходит от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

• Личностно- ориентированного подхода (знания подаются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей);

• Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);

• Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи);

• Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу детей).

В работе используются следующие методы обучения :

• Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);

• Словесный (беседа, рассказ, стихи, загадки, объяснение, вопрос);

• Практические упражнения;

• Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

1. Формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе.

2. Восприятие литературных произведений.

3. Эстетическое развитие детей.

4. Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Формы и режим образовательной деятельности.

Основной формой является комбинированная образовательная деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть, то есть непосредственно сама работа (практика, и подведение итогов – озвучивание результатов.

Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предполагаемый результат.

Ожидаемые результаты освоения программы

1. Наличие первичных представлений о духовно - нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно - нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).

3. Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).

4. Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Система оценки результатов освоения программы

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:

- беседы;

- наблюдение;

- анализ продуктов детской деятельности;

- диагностическая ситуация.

В рамках программы «Зёрнышки добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

Прогнозированный результат.

Воспитанники должны уметь:

• рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям, уметь заботиться о пожилых членах семьи;

• рассказать об исторических корнях города, называть традиции родного края, достопримечательности города Тольятти и Самарской области;

• рассказать об основных православных праздниках, углублять понимание детьми «добра», «зла», знать верное отношение к добру и злу;

• рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, любить и ценить народную мудрость;

• рассказывать о российской армии, о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, любить Родину, прививать уважение к прошлому, настоящему, будущему.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

1. Творческие выставки детских работ.

2. Участие в выставках различного уровня на духовную тематику.

3. Стенгазеты, буклеты.

4. Слайдовые презентации.

5. Детские мини – проекты.

6. Садовские, семейные мероприятия.

Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно - досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к праздникам «23 февраля», «8 марта», тем самым повышая эффективность обучения.

Учебно-тематический план.

№ Тема Количество часов Месяц

1 неделя Тема: «Наша Родина - Россия».

1 Сентябрь

2 неделя Тема: «Бог – Создатель мира».

1

3 неделя Тема: «Семья. Семейное древо».

1

4 неделя Тема: «Народные праздники».

1

1 неделя Тема: «Моя малая Родина - Тольятти».

1 Октябрь

2 неделя Тема: «Знакомство с Библией».

1

3 неделя Тема: «Хлеб – всему голова».

1

4 неделя Тема: «Капустник».

1

1 неделя Тема: «Богатыри – защитники земли русской».

1 Ноябрь

2 неделя Тема: «Заповеди божьи».

1

3 неделя Тема: «Чему нас учат сказки?».

1

4 неделя Тема: «День пожилого человека».

1

1 неделя Тема: «Москва – столица нашей Родины».

1 Декабрь

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Зёрнышки добра» по обучению детей 4–5 лет
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 12:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД