Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»

Наталья Игумнова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»

естественно - научной направленности

на 2021 – 2022 учебный год

[/b]

Целевая аудитория: 6 - 7лет

Срок реализации: 9 мес.

Автор: педагог

дополнительного

образования Игумнова Н. А.

Саратов 2021

Содержание

I. Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи 4

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Удивительный мир экспериментов“» размещена в разделах

1.3. Планируемые результаты 5

II. Содержание программы 6

2.1. Учебный план 6

2.2. Учебно – тематический план 8

III. Организационно – педагогические условия. 15

3.1. Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения 15

3.2. Материально-техническое обеспечение программы 15

3.3. Кадровое обеспечение 15

3.4. Оценочные материалы 15-16

3.5. Методическое и информационное обеспечение программы 17

IV. Список литературы 17

4.1. Литература для педагога 17

4.2. Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся 17

4.3. Информационно методические и дидактич. материалы для родителей 17

4.4. Интернет – ресурсы 17

Приложение. Аннотация программы 18

I.Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» (далее — программа) естественно - научной направленности для обучающихся 6 - 7 лет МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с внесенными изменениями);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);

СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

приказ № 1446 Министерства образования Саратовской области от 05.07.2019 (приложение - экспертный лист);

письмо Минобрнауки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 "О направленности информации";

положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова (приказ № 131, от 29.05.2020);

уставом МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова.

Программа составлена в соответствии с методическим пособием Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

- Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка.

Новизна программы. Детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Педагогическая целесообразность программы.

Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что в процессе эксперимента :

– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Форма обучения: подгруппа.

Срок реализации данной программы – 9месяцев (с сентября по май включительно).

1.2. Цели и задачи

Цель— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знания из различных областей наук:

* развитие у детей представления о химических свойствах веществ: выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды; испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;

* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

* развитие элементарных математических представлений: о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;

* познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов : увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль;

3. Развитие у детей умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

* формирование способов познания путем сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

1.3. Планируемые результаты

Группа результатов Результат

Предметные - представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

Метапредметные - умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Личностные - навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

- расширять знания об объектах и их свойствах.

Форма подведения итогов: альбом экспериментирования, презентация.

II. Содержание программы

2.1. Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1 «Экскурсия в детскую лабораторию» 1 0,3 0,7

2 «Какая бывает вода?» 1 - 1

3 «Вода — растворитель. Очищение воды» 1 0,3 0,7

4 «Сила тяготения» 1 - 1

5 «Упрямые предметы» 1 - 1

6 «Волшебные стеклышки» 1 - 1

7 «Почему предметы движутся?» 1 - 1

8 «Хитрости инерции» 1 - 1

9 «Что такое масса?» 1 - 1

10 «Воздух» 1 - 1

11 «Солнце дарит нам тепло и свет» 1 - 1

12 «Почему дует ветер?» 1 - 1

13 «Почему не тонут корабли?» 1 - 1

14 «Путешествие Капельки» 1 - 1

15 «Чем можно измерять длину?» 1 - 1

16 «Всё обо всём» 1 - 1

17 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» 1 - 1

18 «Откуда взялись острова?» 1 - 1

19 «Как происходит извержение вулкана?» 1 - 1

20 «Как появляются горы?» 1 - 1

21 «Испытание магнита» 1 - 1

22 «О «дрожалке» и «пищалке»» 1 - 1

23 «Как сделать звук громче?» 1 - 1

24 «Почему поет пластинка?» 1 - 1

25 «Как образуются метеоритные кратеры?» 1 - 1

26 «Почему в космос летают на ракете?» 1 - 1

27 «Секретные записки» 1 - 1

28 «Что такое молния?» 1 - 1

29 «Почему горит фонарик?» 1 - 1

30 «Электрический театр» 1 - 1

31 «Радуга в небе» 1 - 1

32 «Забавные фокусы» 1 - 1

2.2. Учебно – тематический план

№ п/п Тема Программное содержание

1 «Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, 41 о способе познания мира — эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Понятие, термины:

«наука», «гипотеза», эксперимент

Практика: опыты с водой.

2 «Какая бывает вода?»

уточнить представления детей о свойствах воды:

прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной

формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить

умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный

кроссворд. Понятие, термины:

представления о свойствах воды

Практика: опыты с водой.

3 «Вода — растворитель. Очищение воды»

выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Понятие, термины:

фильтрование

Практика: опыты с водой.

4 «Сила тяготения» дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Понятие, термины:

сила тяготения

Практика: схематичное рисование

5 «Упрямые предметы» познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. Понятие, термины:

инерция

Практика: опыты с монетой

6 «Волшебные стеклышки»

познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Понятие, термины: микроскоп, лупа, телескоп, бинокль

Практика: рассматривание под микроскопом, лупой

7 «Почему предметы движутся?»

познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Понятие, термины:

сила, трение

Практика: работа с микроскопом

8 «Хитрости инерции»

познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных). Понятие, термины:

инерция

Практика: опыты с вареным и сырым яйцами.

9 «Что такое масса?»

выявить свойство предметов — массу; познакомить с прибором для измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования. Понятие, термины:

масса, чашечные весы

Практика: работа с чашечными весами.

10 «Воздух» расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Понятие, термины: воздух, воздушный шар

Практика: работа с чашечными весами.

11 «Солнце дарит нам тепло и свет» дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Понятие, термины: световая энергия

Практика: опыты с электрической лампой.

12 «Почему дует ветер?». познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. Понятие, термины: движение воздушных масс

Практика:изготовление вертушки

13 «Почему не тонут корабли?»

выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Понятие, термины: плавучесть предметов

Практика: опыты с водой и предметами

14 «Путешествие Капельки» познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Понятие, термины: круговорот воды в природе

Практика: опыты с водой

15 «Чем можно измерять длину?» расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). Понятие, термины:меры длины, условная мерка, единица измерения

Практика: эксперименты с сантиметровой лентой

16 «Всё обо всём» развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь. Понятие, термины:выполнения опытов по схеме

Практика:эксперименты с водой, песком.

17 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Понятие, термины:айсберг

Практика: опыты с водой и льдом

18 «Откуда взялись острова?» познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Понятие, термины: остров

Практика: эксперименты с водой и пластилином

19 «Как происходит извержение вулкана?» познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения. Понятие, термины: вулкан Практика: опыт изготовления «вулкана»

20 «Как появляются горы?» познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Понятие, термины: горы Практика: эксперимент изготовления «гор»

21 «Испытание магнита» познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Понятие, термины:магнит, магнетизм, компас

Практика: опыты с компасом.

22 «О «дрожалке» и «пищалке» познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов. Понятие, термины: звук, дрожание предметов

Практика:выявить причину возникновения звука — дрожание предметов.

23 «Как сделать звук громче?» обобщить представления детей о физическом явлении — звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Понятие, термины:звуковые волны

Практика:усилить звук с помощью специальных предметов.

24 «Почему поет пластинка?» развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. Понятие, термины:звук

Практика:изготовление соломинки-флейты.

25 «Как образуются метеоритные кратеры?». смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. Понятие, термины: Солнечная система, планеты, звезды, метеоритный кратер

Практика: опыт с мукой.

26 «Почему в космос летают на ракете?» уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Понятие, термины: реактивный двигатель Практика: опыт с воздушным шариком.

27 «Секретные записки» выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. Понятие, термины: невидимые чернила

Практика:опыты с невидимыми чернилами

28 «Что такое молния?» познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Понятие, термины:«электричество», «электрический ток»

Практика: опыты с воздушными шариками.

29 «Почему горит фонарик?» уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой — хранителем электричества — и способом использования лимона в качестве батарейки. Понятие, термины: электричество вокруг нас Практика: опыт с лимоном.

30 «Электрический театр» выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность.

Понятие, термины:наэлектризованные предметы

Практика: опыт с наэлектризованными предметами

31 «Радуга в небе» познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание. Понятие, термины:радужный спектр

Практика:изготовление мыльных пузырей

32 «Забавные фокусы» развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Понятие, термины: фокус

Практика: фокус с яблоками

33 «Заплесневелый хлеб». Установить, с помощью опытно-экспериментальной деятельности, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Понятие, термины: плесень Практика: опыт с хлебом

34 «Растения ищут свет» Установить опытным путем как растение ищет свет.

Понятие, термины: свет

Практика: опыт с растениями

35 «Вода– источник жизни» Показать с помощью опытов значение воды в жизни живой природы. Рассказать в ходе экспериментирования о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Понятие, термины: вода Практика: опыты с водой

36 «Вода – растворитель» Опытным путем закрепить свойства воды – вода растворитель, научить элементарным способам очистки воды. Понятие, термины: вода

Практика:опыты с водой

III. Организационно - педагогические условия.

3.1. Используемые формы, методы, приемы, педагогические технологии обучения и воспитания

-Здоровьесберегающая технология (физминутка);

-Игровая технология (познавательная игра);

-Познавательно-исследовательская технология (поисковая активность, исследовательское поведение, исследовательская активность, наблюдения, опыты и эксперименты).

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

-микроскоп,

-лупа,

-песочные часы,

-компас,

-магнит,

-бинокль,

-пластиковые стаканчики,

-пластиковые ложки,

-воронка,

-вата,

-краски.

3.3. Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогами дополнительного образования, имеющие образование по направлению деятельности.

3.4. Оценочные материалы

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь, итоговый контроль (май).

№ Фамилия, имя Выявляют свойства предметов Знают увеличительные приборы Владеют разными способами экспериментирования Делают выводы по итогам экспериментов Средний показатель

Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна

1

2

3

4

5

6

7

Средний показатель

%усвоения программы

Условные обозначения:

1– низкий уровень: обучающийся затрудняется называть свойства предметов, увеличительные приборы не знает, не владеет способами экспериментирования и не делает выводы по итогам;

2– средний уровень: отсутствует целенаправленность, обучающийся справляется с заданием и называет увеличительные приборы с помощью наводящих вопросов педагога;

3– высокий уровень: обучающийся проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, хорошо владеет увеличительными приборами, умеет самостоятельно экспериментировать, делает выводы по итогам экспериментирования.

3.5. Методическое и информационное обеспечение программы

п/п Наименование Форма

1 «Волшебные стеклышки»,

«Почему не тонут корабли?» Дидактическая игра, обучающие карточки.

IV. Список литературы

1.1. Список литературы для педагога:

•Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

•О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

•А. И. Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

•Конспекты

4.2. Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся

п/п Наименование Форма

1 Памятка «Правила поведения при опытах и экспериментах» Таблица

4.3. Список литературы для родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.

2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

4.4. Интернет-ресурсы

1. Эксперименты для детей 5-7 лет – Школа Семи Гномов. www.shkola7gnomov.ru

2. Интересные химические опыты для детей в домашних условиях. (www.mchildren.ru)

Аннотация программы

Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» взяты с учетом возрастных особенностей.

В результате освоения данной программы дети :

1. Расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знания из различных областей наук:

* развитие у детей представления о химических свойствах веществ: выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях:магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяниеводы;испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;

* развитие представлений о свойствахводы, песка, глины, воздуха, камня;

* развитие элементарных математических представлений:о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;

* познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов :увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль;

3. Развитие у детей умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение

* формирование способов познания путем сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

- опытным путем выявляют и доказывают свойства предметов;

- узнают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);

- учатся делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующие развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» относится к познавательному развитию (познавательно – исследовательской деятельности) для детей 6-7 лет. Программа дополнительного образования /кружковой деятельности/ направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 22:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Игумнова (УИ 126506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД