МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог

Елена Матинян
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Юный эколог»

Воспитатели высшей квалификационной категории Матинян Е. А. ,Матинян М. М.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Комплексно-тематическое планирование

3. Список литературы.

Пояснительная записка

Актуальность.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: ООД, повседневная деятельность.

Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.

После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог». Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог», О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.

Причинами создания рабочей программы «Юный эколог» стали:

направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

желание родителей,

работа со способными детьми.

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности

1. Добровольное участие детей.

2. Наполняемость кружка: 30 – 34 ребенка старшего дошкольного возраста коррекционной группы.

3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 – 30 минут.

5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раз в неделю, во второй половине дня.

6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей– 36.

7. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь, итоговый (май).

8. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Законодательное и научно – методическое обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ.

Устав МДОУ.

Программа «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Парциальные программы : «Юный эколог» /С. Н. Николаева, «Мы в Мордовии живем» /О. В. Бурляева, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

Цели и задачи программы

Цели программы :

Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы.

Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.

Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Основные задачи программы :

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.

Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

В основе программы лежат следующие принципы:

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.

• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

Целевые прогулки

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории участка группы : экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами :

«Маленький ученый»

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

Воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)

«Огород на подоконнике»

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории участка группы.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие сведения о кружке:

Вид кружка – познавательно-исследовательский

Год занятия кружка – первый

Количество членов кружка – 34 человека

Возраст кружковцев – 6 – 7 лет

Количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год

Место занятий – МДОУ Детский сад комбинированного вида №66

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры).

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

Формы подведения итогов по проделанной работе:

1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

Список используемой литературы

1. Грехова Л. И. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

2. «Мы» : Программа экологического образования детей. Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М. : ВАКО, 2005 г.

4. Тавленко Л. Ф. «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа : Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:

5. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.

6. Николаева С. Н Парциальная программа «Юный эколог», - Москва: Мозаика-синтез, 2016 г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Весёлая акварелька» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага»Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага» Нажия Азисова. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная бумага" Возраст обучаемых: 3-4 года.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Маячок» Возраст обучающихся: 3-7.

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Все в наших руках» в старшей логопедической группе Пояснительная записка В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности в подготовительной к школе группе Юный эколог
Опубликовано: 23 октября 2019 в 11:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД