Алина Халиуллина
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по обучению нетрадиционными техникам рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Пояснительная записка …. 3
Направление программы …. 3
Новизна программы…. 4
Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной
программы художественно-эстетического воспитания…. 4
Цель дополнительной образовательной программы…. …. 4
Задачи дополнительной образовательной программы ….5
Принципы….…. 5
Методы и приемы обучения…. 5 Интеграция образовательных областей…. 6
Отличительные особенности данной дополнительной
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по обучению нетрадиционными техникам рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
образовательной программы …8
Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной программы….8
Сроки реализации программы, формы и режим занятий….….9
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…. ….9
Содержание работы…. 10
Литература….22
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по художественному развитию «Золотые ручки» по нетрадиционным техникам рисования в старшей группе, разработана с учетом федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Данная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста, а также соответствии со следующими нормативными документами:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка (1989г);
-Концепция дошкольного воспитания;
-СанПин 2.4.1.12.49-03
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изо деятельности.
Направление программы
Дополнительная образовательная программа «Золотые ручки» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков средствами различных техник рисования, лепки и аппликации.
Новизна программы
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности.
Актуальность, педагогическая целостность программы
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает : рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Цель программы :
-развитие художественно-творческие способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования через дополнительное образование.
Задачи программы :
- Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
-Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Принципы:
-системности – (занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса);
-последовательности –(знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);
-принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
-принцип научности (сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
-принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-принцип сравнений и выбора (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
Методы и приемы обучения.
1. Наглядный:
- наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций.
2. Словесный:
- рассказ, беседа.
- пояснение, объяснение.
- словесная инструкция
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
Развитие свободного общения в процессе коллективной творческой работы.
Развитие диалогической речи в процессе организованных бесед о произведениях искусства и предметов народно-прикладного творчества.
Познавательное развитие:
Ознакомление детей со свойствами материалов через экспериментально – опытную деятельность.
Развитие представлений об окружающем мире, мыслительных операций (анализ, сравнение, уподобление).
Формирование пространственных отношений, умения ориентироваться на листе бумаги.
Художественно-эстетическое развитие:
Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Развивать чувства формы, цвета, пропорций; обогащать сенсорный опыт.
Формировать интерес к изобразительной деятельности, художественно-творческие способности; самостоятельность при выборе материалов и техник.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Физическое развитие:
Развитие физических качеств, творчества, выразительности и грациозности движений в процессе организованных физкультминуток и подвижных игр вовремя НОД.
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, через обследование материалов, работу с семенами, нитками, пластилином, штампами.
Формирование навыков личной гигиены.
Предполагаемые результаты освоения программы :
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Интегративные качества:
- Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
- Способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Решение программных задач предполагается в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной с взрослым и самостоятельной творческой деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Отличие от других программ :
- Программа направлена на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
- Поэтапность обогащения знаний и развития психических познавательных процессов ребенка;
- Учет индивидуальных и возрастных возможностей каждого ребенка.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную общеобразовательную программу ДОУ, и рассчитана на детей старшей возрастной группы 5– 6 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
Интенсивное познавательное развитие.
Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания;
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа реализуется в течение 1 года.
НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 1 раз в неделю во второй половине дня с сентября по май месяц.
Продолжительность НОД:
• старшая группа – 25 минут
Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу учебного года дети должны знать:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
- уметь применять полученные знания на практике;
- знать основы цветоведения;
- развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
Содержание работы
Тема
занятия Цель Результат
«Поляна
с цветами» Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.
«Бабочки, которых я видел летом» Монотипия. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
«Ежики на опушке» Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями
«Золотая волшебница осень»Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.
«Укрась вазу для цветов» Закрепить умение составлять простые узоры. Развивать чувство композиции
«Гроздь рябины» Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
«Мое любимое платье или свитер» Оттиск печатками,
рисование пальчиками. Закрепить умение украшать.
«Однажды в осеннем лесу» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции.
«Волшебные кляксы» Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов
«Я шагаю по ковру из осенних листьев» Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие.
«Первый снег» Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
«Новогодняя ночь» Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение
«Мои любимые снежинки (декоративные)» Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции
«Новогодняя ёлочка» Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.
Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни
«Зимний лес» Познакомить с новым методом рисования-свечой. Нанести акварель необходимого цвета
«Зимний пейзаж» Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.
«Снеговик» Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции
«Я в подводном мире» Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли.
«Звездное небо» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
«С Днем Защитника Отечества» Развивать творческое воображение.
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения : цветной граттаж.
Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.
«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» Учить украшать цветами и рисовать открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному
«Подснежники для моей мамы» Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
«Подводный мир» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания.
«Весна» Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.
Литература
«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
"Занятия по рисованию с дошкольниками" под редакцией Р. Г. Казаковой Сфера, 2017
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва 2016
Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО,2010.