Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год

Минина Ирина Евгеньевна
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы: социально-гуманитарная.

Актуальность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие логики» (далее - Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников" (далее – МАДОУ Детский сад 18, а так же в соответствии с:

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Маленькие логики“ Возраст:5–6 год» размещена в разделах

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р,

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242

- Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,

- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,

- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д,

- Уставом МАДОУ Детский сад 18,

- Положением о дополнительных общеобразовательных программах - дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ Детский сад 18.

Игра – ведущий и наиболее доступный вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Программа «Маленькие логики» разработана для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр нового поколения.

Цель программы: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи программы:

1. Образовательные:

· формировать первоначальные умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия;

· способствовать развитию основных приемов тождества и различия предметов по одному, нескольким признакам.

2. Развивающие:

· развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

· прививать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

3. Воспитательные:

· формировать мотивационную установку к познанию;

· активизировать интерес к развивающим играм;

· формировать основы морально – волевых качеств личности: ответственность, трудолюбие.

Адресат программы - возраст воспитанников 5-6 лет

Психолого - педагогическая характеристика воспитанников

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

Количество занятий:

- 1 в неделю/2 половина дня

- 4 в месяц

- 36 в год

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет– 25 минут. Численность воспитанников в группе не более 10 человек.

Форма обучения: очная

Объем программы: 36 часов.

Виды занятий: основной вид занятия - занятие - игра.

Теоретические знания воспитанники получают через использование беседы, рассказа, объяснения.

Практическая часть: включает различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, конструктивную, двигательную (увлекательные игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки.)

Уровневость программы - традиционная

Учебный (тематический) план

Содержание учебного плана

Тема 1. Волшебные блоки (18 час.)

Теоретическая часть: Понятие о заколдованных числах и цифрах, формах, величинах, геометрических фигурах.

Практическая часть: Приглашение на открытие магазина игрушек. Викторина «Веселая математика».

Тема 2. Цветные палочки(17час.)

Теоретическая часть: Понятие «схема», «соседей данного числа» четных и нечетных чисел, «условие задачи».

Практическая часть: выполнение словесных действий по знакомым сказкам. Олимпиада «Умники и умницы

Тема 3. Итоговое занятие «Путешествие в Африку»(1час)

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Комплекс организационно - педагогических условий

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для игровых занятий необходимо иметь:

- музыкальный центр;

- компьютер.

«наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей;

- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 2 детей;

Методическое обеспечение:

- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. 2.

- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 4-6 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. - 3.

- Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ. 4.

- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ. 2000. 5. Финкельштейн Б. Б.

- Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ. 6.

- Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. –СПБ.

- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);

- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце». Альбом-игра (Палочки Кюизенера);

- Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е. Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007;

- Новикова, В. П., Тихонова, Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова- М. Мозаика - Синтез, 2011;

- карточки с символами свойств - 1 на всех детей;

- схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка;

- схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша. - по 1 на каждого ребенка.

Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование: «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности

Методические материалы:

Методы обучения:

- словесные (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядные (показ, демонстрация);

- репродуктивные (измерение, сравнение, графическая интерпретация);

-частично-поисковые (анализ, нахождение математических закономерностей).

В образовательном процессе используются элементы:

- игровой технологии с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, (виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации).

-технологии исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проблемные ситуации; моделирование, конструирование)

- социоигровой технологии В. Е. Рылеевой (игры «Волшебная палочка», «Найди пару», «Найди группу»);

- здоровьесберегающей технологии (подвижные, пальчиковые игры);

Методы и приемы организации образовательного процесса: игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); практические (упражнения, обследования, исследования);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; частично- поисковый.

Занятия проводятся в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно-игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.

Для организации образовательного процесса используются средства обучения и воспитания:

- организационно-педагогические (карточки-задания, раздаточный материал: счетные палочки, карточки с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, наборы картинок для счета);

- технические (компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр);

- учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, иллюстрации, игрушки).

Методическую основу программы составляет методика «Нелепицы» - автор Немов Р. С. Предназначена для детей 5 - 6 лет. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления о логических связях. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

В качестве ведущей деятельности - игровая деятельность.

Занятия по программе «Маленькие логики» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создаю

блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:

- правила по технике безопасности в учебном кабинете;

- правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности;

- правила дорожного движения.

Формы аттестации и оценочные материалы

Мониторинг уровня знаний воспитанников в аспекте формирования познавательных способностей осуществляется три раза в год

Основная задача мониторинга – определение качества реализации Программы и её влияние на динамику познавательного развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития воспитанника.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:

Входной контроль: проводится в форме «вопросы-ответы» с целью выявления образовательного уровня воспитанников. Викторина «Веселая математика».

Промежуточный контроль: олимпиада «Умники и умницы» (проводится по окончании 1 полугодия учебного года).

Итоговый контроль: игровое занятие

Список литературы

1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера». М. : 2008.

2. «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).

3. Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб: 2000.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726- р0.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Маленькие логики» Возраст:5–6 год
Опубликовано: 21 октября 2021 в 21:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД