МААМ-картинки

Конференция «Дошкольник и этикет»

Ольга Качура
Конференция «Дошкольник и этикет»

Дошкольник и этикет

Часто одни родители жалуются, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета. Другие, млеют от удовольствия, когда слышат слова «Какой воспитанный ребенок!», которые звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Но стоит ли обучать дошкольников правилам этикета? Или это придет само собой? Как это сделать лучше, чтобы ребенок не только запомнил, но и соблюдал данные правила? Можно ли в цивилизованном обществе обойтись без применения правил этикета?

Публикация «Конференция „Дошкольник и этикет“» размещена в разделах

Но не все родители задаются вопросом - зачем нужен этикет? Не все и следуют его правилам. Мы же, будем рассуждать о положительном воспитании. Для того, чтобы в дальнейшем облегчить жизнь ребенку, чтобы он не был изгоем в обществе, его нужно как можно раньше научить правилам, как следует поступать в различных ситуациях.

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись, и проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения.

Что же такое этикет?

Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его – в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать и видеть их достоинства.

Окунемся немного в историю.

Городской житель XVI в. руководствовался указаниями “Домостроя»: хозяин дома, господин жены, детей и слуг. Знать и богатство почиталось, они не задумывались над чувствами тех, кто находится ниже по социальной лестнице. В XVIII в. в России на основе европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок поведения. Знатный человек руководствовался правилами, изложенными в книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Мужчины все так же имели приоритетное положение – хозяин дома, но стали активно входить понятия приятности общения, умение нравиться, быть человеком галантным. Постепенно менялся сам стиль общения.

В XIX в. этикет - «знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости» (Светозарская К. Светский человек).

Современный этикет. Основные правила: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Но, всегда ли мы можем руководствоваться правилами этикета? Иногда складывается ситуация, когда одни этикетные правила противоречат другим, и мы, как «человек разумный», выбираем те, которые приемлемы в данный момент. Столовый этикет предписывает пользоваться ножом и вилкой, но как поступить, оказавшись в доме, в котором не придают этому значение и не подали ножи? Вы не станете требовать нож, чтобы не поставить хозяев в неудобное положение. А если вы попали в дом, в котором данное правило этикета существует, а вы не умеете пользоваться этими приборами? Значит все же стоит изучать этикет, чтобы не попасть впросак, и начинать это следует еще в детстве.

Педагогические подходы к обучению детей

правилам современного этикета.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.

В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

Одни дети входят в мир общения легко и свободно, другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и педагоги обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Приобщение детей дошкольного возраста к этикету трудоемкий процесс, требующий от педагога фантазии, увлекательности, такта и системности. Ребенок уже многое знает из родительских рассказов и самостоятельных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную их пониманию.

Чтобы получить наилучший результат, нужно варьировать формы работы: беседы, тренинги, этюды, игры, проигрывание различных ситуаций, занятия, режимные моменты, чтение художественной литературы, ситуации, театральные постановки и т. д. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Иногда, проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников воспринимает воспитательные воздействия. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения.

Существует огромное количество видов этикета. Но, этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых. Перечислим самые актуальные:

o Речевой - предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

o Столовый этикет - поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Со временем навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

o Выходной этикет - предписывает правила хорошего тона в общественных местах для проведения досуга – парках, музеях, кинотеатра, развлекательных центрах.

o Семейный – это правила общения между членами семьи, как, старшими, так и младшими.

o Телефонный этикет - предписывает, как грамотно вести беседу по телефону, общаться посредством сообщений и электронных писем.

o Гостевой – раскрывает принципы гостеприимства и поведения в гостях. Это правила и нормы поведения, определяющие какие действия, поступки, поведение считаются приемлемыми в гостях, а какие нет. Они определяют репутацию человека, как воспитанного, порядочного или наоборот.

o Повседневный этикет – воспитывает умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

o Пассажирский - правила этикета в общественном транспорте.

o Учебный - правила общения с воспитателями, учителями.

o Этикет в одежде - включает необходимость опрятности, это не только требованиями гигиены, но и норма человеческих отношений. Научившись этим правилам дети понимают, что они проявляют уважение к окружающим. Любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Именно в детстве закладываются привычки, основы поведения человека, черты характера. И фраза: «Ребенок-это сосуд, который нужно вовремя заполнить», как нельзя подходит для любого начинания. Дальнейшая успешность дошкольника, образование, карьера зависит от воспитания, полученного в детстве. А знание правил этикета открывает малышу дверь в общество, в мир взрослых. Культура общения, поведения, знание правил помогут ребенку быть понятым, услышанным. С культурным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

Список литературы

1. Ихсанова, С. В. Игротерапия в психологии. Уроки хорошего поведения с Машей и Мишей. Пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей. - М. : Феникс, 2015. - 126 c.

2. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Н. Курочкина. - М. : Владос, 2003. - 224 c.

3. Организация деятельности по формированию культурно–гигиенических навыков и этикета: младшая и средняя группы / сост. О. И. Бочкарева. – Волгоград : Корифей, 2008.

4. Этикет от А до Я / Автор-сост. Н. В. Чудакова. М., 1997.

5. Кабачек О. Л. «Диалоги о культуре» Занятие с детьми 5–7лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, родителей, М. : Мозаика–Синтез; 2005.

6. Алямовская В. Г. и др. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков. –М. : 2006.

Публикации по теме:

Дошкольник в мире книги Статья: «Дошкольник в мире книги» Надо понимать, что книга этот в первую очередь источник знаний. Всегда возникает вопрос, как научить.

Ежегодная конференция «Живая экология»Ежегодная конференция «Живая экология» 12 февраля 2019 года в Центре юных натуралистов города Олонец состоялась традиционная ежегодная конференция «Живая экология». Мероприятие.

Конференция «Если бы я стал писателем…» Тема: «Если бы я стал писателем…». Форма проведения: конференция Аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста; библиотекарь. Цель:.

Конференция «Педагогическое самообразование» Педагогическое самообразование Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации.

Презентация «Здоровый дошкольник» ЗДОРОВЬЕ во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

Проект «Здоровый дошкольник» Проект «Здоровый дошкольник» Выполнила: МАДОУ Детский сад № 11 «Солнышко» г. Бирск Воспитатель: Бычковская В. В. Бирск 2018.

Проект «Здоровый дошкольник» МАОУ «Прогимназия № 119» Проект «Здоровый дошкольник!» г. Саранск, 2019 год Проект «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК!»Автор проекта: Фильчакова.

Программа «Речевой этикет и этикет поведения» ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЙ.

Консультация «Спорт и дошкольник» СПОРТ И ДОШКОЛЬНИК Рупышева Любовь Валерьевна с. Иволгинск, Республика Бурятия МАДОУ д/с «Березка» Дошкольный период – один из наиболее.

Проект «Здоровый дошкольник» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №94» ПРОЕКТ ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конференция «Дошкольник и этикет»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 18:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД