Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на произведениях Л. Н. Толстого

Елена Володченкова
Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на произведениях Л. Н. Толстого

МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск

Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова

Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа) в рамках ДОУ на примере совместного прочтения и обсуждения рассказов Л. Н. Толстого из «Новой азбуки»

Влияние рассказов из «Новой азбуки» Л. Н. Толстого особенно велико в первые пять лет жизни ребенка, когда начинают закладываться такие представления, которые в будущем станут основой его сознательной жизни, когда формируются личностные качества, первые черты характера.

Л. Н. Толстой стремился своими рассказами пробудить в детях лучшие качества, оградить от эгоизма и равнодушия.

Дети со свойственной им непосредственностью восприятия, верой в правдивость происходящего мысленно участвуют в каждоим сюжете Л. Н. Толстого, глубоко переживают обиду, отстаивают справедливость.

В наше непростое время особенно важно начинать с детских лет воспитывать у ребенка эмоциональное восприятие художественных произведений, способность самостоятельно рассуждать над ними. Это пробуждает в ребенке творческое начало, помогает сформировать эстетическое восприятие мира. Здесь многое зависит от выразительности чтения педагога, от систематичности, продуманности работы воспитателя с книгой, от умения пробудить у воспитанников творческое восприятие текста.

На наш взгляд, формирование личности ребенка в рамках ДОУ наиболее полным будет происходить при совместном прочтении и обсуждении классической русской прозы и поэзии (И. Бунин, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. Куприн и многие другие).

В качестве примера для рассмотрения возьмем рассказы Л. Н. Толстого из «Новой азбуки», адресованные детям младшего дошкольного возраста.

Живой личный интерес и человеческое участие в судьбе толстовских персонажей у детей вызвал рассказ о девочке Варе и чиже. Ребята искренне сочувствовали маленькой птичке, поступок же девочки осуждали, охарактеризовывая его как недостойный и неправильный.

Также очень понравился ребятам рассказ Л. Н. Толстого о мальчике Мите, который, по причине своей наивности и доверчивости, оставил собранные грибы в лесу, а утром на заре, так их и не нашел. Детям Митя тем не менее показался добрым, чутким и ранимым мальчиком. Они так же, как и при прочтении предыдущего рассказа, проявляли сочувствие по отношению к главному герою, делясь своими личными переживаниями (из собственного опыта).

Достаточно активное обсуждение вызвал рассказ о Пете и Мише, которые не смогли поделить игрушечного коня. Дети не одобрили поступок мальчиков и предложили свои варианты решения ситуации, описанной Л. Н. Толстым (нужно было, по их мнению, играть всем вместе, не делить игрушку, не проявлять такие недостойные черты характера, как жадность и эгоизм).

Неоднозначным явилось отношение дошкольников к поступку мальчика Саши (из рассказа о трусливом мальчике Саше). Кто-то искренне сочувствовал персонажу, считая, что гроза действительно могла напугать Сашу, а кто-то посчитал его поступок недостойным, называя мальчика трусливым, нерешительным.

Большой интерес у детей вызвал также рассказ о Мише, Маше и Пете. Ребята очень переживали за Мишу, каждый предлагал свой вариант решения сложившейся ситуации.

В частности, давались советы Мише впредь не возить детей на санях, поскольку Маше и Пете было безразлично, тяжело ли их другу возить сани, устал ли он, есть ли у него силы везти их дальше.

Чувство глубокого разочарования и неподдельной грусти вызвал у ребят поступок толстовских персонажей о птичке, свившей гнездо на дереве. Дети, по мнению ребят, поступили очень неправильно, сняв гнездо птицы с дерева, не подумав о последствиях своего поступка.А последствия были самые печальные: птенцы были просто обречены!

Смех, удивление и даже восторг появились на лицах детей при совместном прочтении рассказа Л. Н. Толстого о двух крысах и воронах. Какими же хитрыми, умными и смышлеными показались ребятам герои этого рассказа!

Также, беседуя о прочитанном, дошкольники делились наблюдениями за повадками диких животных в зоопарке, рассказывали о впечатлениях, полученных от общения со своими домашними питомцами.

Подбирая литературные произведения определенной моральной направленности, воспитатель может влиять, начиная с самых ранних лет, на восприятие ребенком мира, формируя правильное отношение к окружающему миру, закладывая основы необходимых черт характера.

Встречи ребенка в раннем детстве с художественными произведениями стимулируют рост тех личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к расцвету не только его нравственных, но и творческих способностей.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет «Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет» «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке.

Духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия с родителями " Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями" 1сл. Здравствуйте! Вас приветствует МДОУ д/с №8»Сказка» 2сл.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Цель духовно-нравственного воспитания:  - Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей. Сценарий досуга «День матери» Духовно - нравственное воспитание детей. В последнее время обращение к народным истокам, декоративно – прикладному искусству и фольклору.

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на произведениях Л. Н. Толстого
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 21:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

Календарный план образовательной работы на неделю «Ярмарка. Дымковская игрушка» в...
План работы с 12 по 16 октября Тема: «Ярмарка. Дымковская игрушка» Задачи: - Формировать у детей представления о ярмарках в России, народных промыслах; -...
Осенняя фотозона в группе
Осень каждый раз приходит разная. То она яркая, праздничная, то светлая, тихая, спокойная. Это как бы прощание с летом, теплом, солнцем. Пора золотой осени...
Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные...
Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер Елена Сергеевна....