Папки-передвижки

Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

Светлана Соболева
Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

Предмет Литературное чтение

Класс 4 «А»

Дата 07.11.2018

Уровень Школьный.

Тема Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид, «Как неожиданно и ярко

Предметная программа и её автор «Литературное чтение» 4 класс Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, УМК «Школа России»

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Ф, И, Тютчев „Еще земли печален вид“, „Как неожиданно и ярко“» размещена в разделах

Тип урока : Урок открытия нового знания.

Цели урока : Познакомить с названием нового раздела; расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) : Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные УУД- анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные УУД - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные УУД- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Оборудование: презентация, выставка книг Ф. И. Тютчева, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Образовательные ресурсы: Учебник Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока,

время этапа Цель этапа Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые универсальные учебные действия

1. Мотивационно-целевой

1 мин.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Психологический настрой:

Подготовка класса к работе.

-Давайте поздороваемся: -Добрый день!

И так у нас урок литературного чтения.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку 5!

- Желаю вам успехов на уроке. Ученики проговаривают слова

Обучающиеся садятся Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать.

2. Речевая разминка

2 мин.

Включение в учебную деятельность -Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

Первую строчку произносит учитель, а вторую –ученики. (Слайд 2)

-На уроке будь старательным,

-Говори все чётко, внятно,

-Если хочешь отвечать,

-Если друг стал отвечать,

-Не спеши перебивать.

-Подними спокойно руку. Обучающиеся договаривают строки за учителем

-Будь спокойным и внимательным. Чтобы все было понятно,

-Надо руку поднимать,

-А помочь захочешь другу,

Коммуникативные:

-умение слушать и говорить.

Личностные

-формирование системы нравственных ценностей.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3 мин. Цель: проверить выполнение домашнего задания, развивать память, речь, мышление.

-А сейчас проверим домашнее задание.

-Домашнее задание было вспомнить и прочитать на уроке любимое стихотворение о природе.

-О чём все эти стихи?

-Что воспевают поэты в стихах? Обучающиеся декламируют стихи.

Ученики отвечают.

-Эти стихи о природе, временах года.

-Поэты воспевают красоту природы. Предметные:

-воспринимать на слух поэтическое произведение.

Познавательные:

- самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

4 физкультминутка

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

5. Актуализация знаний

5 мин.

Цель: расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева,

сформулировать тему и задачи урока, учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется… (Слайд 3-4)

-Отгадайте тему раздела

Ученическая тетрадь.

Математическая тетрадь.

Поэтическая тетрадь.

Стихотворная тетрадь.

(Приём «Закодированная фраза»)

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

- Чему будем учиться?

- Проверим ваши предположения и откроем учебник стр. 137

- Прочитайте, с чем вы познакомитесь.

- Чему научитесь?

- Чему будете учиться?

-С произведениями, каких поэтов вы познакомитесь в этом разделе?

- Какие это будут произведения?

-Сформулируйте задачи нашего урока.

-С творчеством, какого поэта познакомимся, чему научимся?

Тема нашего урока : Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева.

- Что вы можете о нём рассказать?

-Давайте вспомним его биографию. (Слайд № 5-7) Учащиеся отвечают

-Поэтическая тетрадь.

Ученики открывают учебник и читают.

Выразительному чтению

-Стихи.

Ученики отвечают

Познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева, научимся читать его стихи. Предметные:

-уметь прогнозировать содержание произведений.

Регулятивные:

-умение связывать разрозненные факты в единую картину.

Коммуникативные

-отвечать на вопросы на основе учебника.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

6. Постановка учебной задачи на основе первичного восприятия стихотворения «Ещё земли печален вид…»

12 мин.

Цель: обучить правильному чтению стихов.

-Сегодня мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим и услышим (Приём «Яркое пятно»)

Дети прослушивают отрывок Чайковский «Времена Года». Весна. Апрель.

-Кто догадался, какого времени года можно услышать звуки?

- Значит, тема нашего урока?

-В первой части урока мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том, как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.

У каждого человека есть свое любимое время года. Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.

Как художники, композиторы, поэты воспевают красоту природы?

Художники …

Композиторы …

Поэты …

-Рассмотрите картины известных художников (Слайд № 10)

И сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Еще земли печален вид…»(Слайд № 11)

-Прослушайте аудиозапись.

-Прочитайте стихотворение стр. 138

Беседа после чтения.

-Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?

-Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

Почему в стихотворении так много глаголов? Объясните своё мнение.

Работа над стихотворением.

-Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

Повторите правила выразительного чтения стихотворения (Слайд № 12)

Выразительное чтение стихотворения.

-Прочитайте стихотворение выразительно. Слушают произведение.

Ученики отвечают

Звуки весны.

Ученики отвечают

-Пишут картины, красками, в цвете.

-Пишут музыку, звуками

-Пишут стихи, красивыми словами

Ученики рассматривают картины художников

Слушают аудиозапись.

Учащиеся читают стихотво-рение вслух.

Отвечают на вопросы.

Ученик читает памятку

Ученики выразительно читают стихотво-рение. Предметные:

-сформовать познавательную мотивацию.

Личностные:

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну).

Познавательные:

-анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

Предметные:

-уметь, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

7. Словарная работа

3 мин.

Цель: обогатить словарный запас.

Какие слова были непонятны? (Слайд № 8)

(Лексико-стилистические упражнение, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова).

колышет-

невольно-

Работа в парах.

-Напишите на листочках как понимаете эти слова.

- Чтение правильных значений (Слайд № 13)

-Докажите словами из текста, как Тютчеву удаётся показать картину ранней весны?

-Придумайте название стихотворению.

-Что хотел сказать автор своим произведением?

-Идея этого стихотворения в единстве живых существ в этом мире. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах. Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Высказывают свои предполо-жения по значению слов.

Читают значения слов, сравнивают со своими ответами.

Регулятивные:

- планирование вместе с учи-телем деятельности по изучению темы урока.

Коммуникативные

-умение слушать и вступать в диалог,

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

8. Физминутка

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком. (массажный коврик)

Выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут на месте.

Идут с высоко поднятыми коленями.

Делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут на месте. Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

9. Продолжение работы по теме. Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко…»

12 мин.

Цель: научить анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

-Угадайте, о каком явлении говорится:

«Одно из самых изумительных явлений природы. Над сущностью этого явления люди задумывались издавна. Она является спутницей дождя. Время ее появления зависит от перемещения дающего ливневые осадки облака. Может возникнуть как перед дождем, так и в процессе выпадения осадков или по окончании процесса»

-Прослушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

(Слайд № 14)

Учитель включает аудиоприложение к учебнику.

-Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Чтение стихотворения учащимися.

-Какие слова и выражения были непонятны?

Словарная работа.

-Объясните значение слов. (Слайд №15)

ВОЗДВИГНУТЬСЯ-

ИЗНЕМОЧЬ -

НЕГА -

-Подберите синонимы к словам.

ВЛАЖНЫЙ-

МГНОВЕНИЕ-

-Подберите антоним к слову «побледнел».

Работа по вопросам и заданиям 1-4 стр. 140

-Придумайте название стихотворению.

-Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение стихотворения по частям.

- О чём поэт рассказывает в этой части?

Прочитайте как расположена радуга и рассмотрите рисунок на

- Как вы понимаете выражение «в высоте изнемогла»?

- Что значит «нега для очей»?

Прочитайте 2 часть стихотворения.

- Изменилось ли настроение стихотворения?

- Почему последние строки не радостны, а печальны?

- Представьте, что вы художник. Что вы нарисуете в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- А сейчас посмотрите репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Александра Кондратьевича Саврасова (Слайд № 16).

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Ф. И. Тютчева

Выразительное чтение стихотворение.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

-Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку. Учащиеся отгадывают, о каком явлении говорится в отрывке.

Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику.

Читают стихотворение.

Соорудиться, построиться

Потерять силы, ослабеть блаженство

-Сырой

-Миг, момент

-Покраснел

Выразительное чтение стихотворения

Ученики рассматривают картину, высказывают свою точку зрения.

Повторное чтение стихотворения учащимися по частям.

Предметные:

уметь прогнозировать содержание произведений, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Познавательные:

- анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

Личностные

- формирование системы нравственных ценностей.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

10. Итог урока. Рефлексия.

4 мин.

Цель:

обобщить знания и умения, полученные на уроке.

Оценить результаты деятельности.

-Какое настроение вам передалось от материала урока?

-Какое из стихотворений вам понравилось больше? -Обоснуйте свой ответ?

-Оцените свою работу на уроке «+»

Урок полезен, все понятно….

Лишь кое-что чуть-чуть неясно….

Еще придется потрудиться….

Да, трудно все-таки учиться.

-Как называется раздел, который начали изучать?

- Как зовут писателя?

- Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф. И. Тютчева?

Ответы учеников.

Самооценка Регулятивные:

-оценивание своей работы на уроке.

Личностные:

-самооценка, адекватное понимание успеха или неудачи.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-оценивание своей работы на уроке.

Ответы учеников.

11. Информация о домашнем задании.

1 мин. Цель: проинструктировать, как правильно выполнить домашнее задание.

1. Выучить любое стихотворение Ф. И. Тютчева.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворениям.

3. Составить презентацию о творчестве Ф. И. Тютчева.

-Спасибо за урок! Ученики записывают д/з в дневник. Личностные:

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Регулятивные:

- понимать и принимать учебную цель и задачу.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Что любит Мишка?» Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Что любит Мишка?» Цель: углубление знаний учащихся по теме Задачи урока: 1) Предметные: - развивать способность.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 13:09
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД