Получи документы

Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста

Нефотенко Диляра
Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста

Формирование здоровья детей - проблема, нетеряющая свою актуальность. На сегодняшний день в нашей стране прослеживается тенденция к ухудшению здоровья граждан, которая может существенно дестабилизировать демографическую ситуацию в стране, поэтому государство уделяет много внимания здоровью населения, в том числе детей-сирот.

К тому, что дети-сироты требуют к себе особого внимания при воспитании и развитии впервые обратил внимание американский ученый Дж. Боулби, отметивший трудности в развитии эмоциональной сферы, когнитивного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей. В трудах ученого было отмечено, что сиротские учреждения не выполняют полноценную роль идеальной модели воспитания, так как большая часть детей-сирот имеют проблемы развития, переживают сложные травмы, нуждаются в существенном внимании со стороны специалистов [2].

Публикация «Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста» размещена в разделах

К. Д. Чермит отмечает значительное влияние депривации на состояние здоровья и уровень развития детей, находящихся на попечении у государства [10]. В. П. Власова и соавторы отмечают, что среди детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей практически не наблюдаются дети с нормальным уровнем развития и функционирования организма [4]. Л. В. Радионова констатирует, что уже на дошкольном этапе практически здоровые дети составляют не более 10% от общего числа [9].

В исследовании С. П. Дуварова показано, что у большинства детей-сирот раннего возраста уже при поступлении в дом ребенка физическое и нервно-психическое развитие отстает от нормативов здоровых детей [6].

Анализ данных здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме г. Красноярска, показал, что из двадцати двух детей в возрасте от трех до семи лет (на 01.01.2020 г.) двадцать детей имеют заболевания связанные с осложнениями в перинатальном периоде. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата наблюдается у 20 воспитанников, также выявлены такие заболевания, как ДЦП, плоскостопие, рахит, недоразвитые конечности, ретинопатия (патология недоношенных детей). Имеются такие нарушения зрения, как косоглазие, миопия (близорукость, нарушения слуха: нейросенсорная тугоухость (слабослышащие, есть неврологические заболевания. У одного ребенка наблюдается эпилепсия, а расстройство аутистического спектра выявлено у двоих детей. У 16 детей выявлены задержка речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Анализ литературы позволил нам выделить три группы факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот : биологические (генетические, психологические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

К биологическим факторам относят : наличие наследственных заболеваний, патологии при беременности, ее неправильное течение, угроза выкидыша во время беременности, патологии при родах. К этой же группе можно отнести влияние экологических характеристик окружающей среды, качества питания, в том числе грудного вскармливания, медицинской помощи.

Е. А. Стребелева отмечает, что генетическими факторами обусловлены такие заболевания, как умственная отсталость, нарушения слуха и зрения. Такие заболевания, как правило, являются причинами отказа родителей от детей и помещение их в интернатное учреждение. К нарушению развития ребенка на внутриутробном этапе приводит также инфекционные, токсические, травматические факторы : инфекционные заболевания, перенесенным матерью во время беременности, алкогольная и наркотическая интоксикация являются причинами болезней органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, черепно-лицевых аномалий, возникновения неврозов и нарушений поведения [3, с. 15].

Особо следует остановиться на таком факторе, как употребление матерью алкоголя, наркотических средств. По данным А. Н. Магомедовой, большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, имеет негативную наследственность, в частности, алкоголизм, наркоманию. Именно дети матерей, употреблявших алкоголь во время беременности, имеют такие врожденные физические и психические аномалии, как умственная отсталость, шизофрения [6, с. 45].

В особенно тяжелом положении в детских домах оказываются дети-сироты с такими заболеваниями как аутизм. Они не обеспечены необходимой медико-психологической помощью, зачастую не могут сами себя обслужить, позвать на помочь. В то же время выборочные обследования показывают, что неверная оценка интеллектуальных отклонений у этих детей достигает 50-90% [6, с. 45].

Психологические факторы, такие как наличие эмоциональной и других деприваций (материнской, сенсорной, двигательной и т. д.) могут вызвать задержку умственного и недостаточность эмоционального развития ребенка. Психика ребенка подвергается тяжелому испытанию при разлуке с матерью, когда ее лишают родительских прав, при переводе из привычного учреждения в другое, особенно если это связано с отрывом от братьев и сестер. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения и психологические проблемы. В результате частой смены взрослых, родителей, опекунов, педагогов, ребенок не успевает к ним привязаться, и поэтому у него развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого не ассоциируется у него ни с теплом, ни с любовью. У ребенка в этом случае не формируется доверие к окружающему миру. И. В. Дубровина, проводившая сравнительное исследование детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, выяснила, что дети, воспитывающиеся в детских домах, отстают в физическом и психическом развитии [8, с. 16].

По данным А. Н. Магомедовой, во многих случаях (85-92%) дети детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы [8, с. 16].

Также сюда относится негативный опыт семейного воспитания, отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей, что влечет а собой потенциальные проблемы в построении семейной жизни и отношениях с собственными детьми. Ограниченность социальных контактов, отсутствие всей гаммы социально-ролевых отношений не даёт в полной мере ребенку опробовать свои возможности для адекватного выбора жизненного пути, профессии. Формирование особой ролевой позиции сироты, затруднение процессов саморегуляции и самоконтроля, неразвитость эмоциональной сферы развития, отсутствие способности к эмпатии негативно влияет на отношение общества к детям-сиротам.

Среди социальных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот социального сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. Остро стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Так, анализ внутренних отчетов сотрудников Красноярского детского дома показал, что из 22 детей проживающих в учреждении на данный момент, 17 детей систематически страдали от действий насильственного характера.

По данным А. Н. Магомедовой, отсутствие родительской любви, недоедание, истязания приводят к сенсорной и социальной депривации, отставанию в развитии. У детей-сирот выявляются признаки мозговой дисфункции, энурез, нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной неустойчивость [8, с. 16].

Патогенным фактором является отсутствие родительской семьи с благополучной организацией жизни. Отрыв ребенка от матери способствует развитию депривационных психических расстройств. Разлука с матерью, ведет к результатам, трагическим для личности ребенка. Это связано с тем, что привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и психологическим условием для нормального развития ребенка [8, с. 16]. Между тем, попав в благоприятные условия, ребенок способен догнать сверстников, воспитывающихся в семье.

Влияние социальных факторов выражается в отсутствие стабильного поддерживающего окружения, эмоционально насыщенных длительных и непрерывных связей ребенка с другими людьми, а также отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей. Также в эту группу факторов входят внешние факторы такие как состояние инфраструктуры учреждения, в котором содержаться дети-сироты, качество воды и пищи, уровень физической активности, вредные привычки, пропаганда ЗОЖ, уровень учебной и общественной нагрузки, уровень медицинского сопровождения, наличие прививок и т. д. Данная группа факторов прямо влияет на состояние здоровья детей : отсутствие прививок провоцирует развитие инфекционных заболеваний, недостаток физической активности провоцирует недостаток развития физической формы и снижение иммунитета, уровень учебной нагрузки влияет на интеллектуальное развитие.

Среди социальных факторов следует назвать и низкое качество воспитательного процесса. В частности, во многих учреждениях интернатского типа не учитываются психические особенности детей; нет понимания того, что здоровье и развитие ребенка зависит не только от правильного питания, режима дня и т. п., но и психологического комфорта; в детских домах сохраняется четкий и регламентированный порядок дня, не дающий возможности для творчества и развития, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора в поведении, играх, занятиях и пр.

Для успешной работы в сфере здоровьесбережения детей-сирот, необходимо учитывать данные группы факторов, которые способны оказать существенное влияние на состояние здоровья детей.

Библиографический список

1. Аксенов А. М. Обеспечение психологического здоровья у детей-сирот в условиях образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства школы-интерната // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. С. 636.

2. Антопольская Т. А. Опыт создания развивающей среды и оказания психологической помощи детям-сиротам // Мат. научно-практ. конф. «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент». Курск, 2001. С. 22-24.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005.

4. Власова В. П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества / В. П. Власова, М. В. Куянова // Гуманитарные науки и образование, 2015. № 1 (21). С. 36-40.

5. Вахидова Б. Р. ЗОЖ и детские дома / Б. Р. Вахидова, А. М. Толстых // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий, 2013. № 3 (19). С. 32 -36.

6. Дуваров С. П. Особенности оценки нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка / С. П. Дуваров // Защити меня, 2001. №4. С. 32-37.

7. Лаврентьева З. И., Фуряева Т. В. Технологии социальной работы с детьми-сиротами. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018 г. 176 с.

8. Магомедова А. Н. Психологические особенности детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, 2014. № 3 (46). С. 16-20.

9. Родионова Н. Л. О роли органов управления образованием в работе по социализации воспитанников детских домов//Проблемы школьного воспитания. -2010.-№3.- С. 21-25.

10. Чермит К. Д. Влияние депривации на качество общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и со старшими в процессе игры / К. Д. Чермит, О. А. Исаков, Н. Х. Хакунов // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2016. №1. С. 56-62.

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Сценарий спортивного праздника «День здоровья» для детей среднего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «День здоровья» для детей среднего дошкольного возраста Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, своему здоровью, движениям и спорту. Задачи: развивать двигательные навыки; развивать.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 16:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД