Получи документы

Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей дошкольного возраста.

Елена Ерофеева
Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей дошкольного возраста.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи и для последующего овладения письменной речью.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Цель работы – изучение и апробация форм организации и содержания индивидуальных и фронтальных занятий в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для полноценной подготовки к школьному обучению.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по состоянию проблемы ФФН.

2. Доказать теоретическую и практическую значимость фонетико-фонематического недоразвития речи при подготовке детей к школе.

3. Выявить у детей подготовительной группы состояние фонетико-фонематической стороны речи.

5. Апробировать комплекс методических приёмов, рекомендуемых для устранения фонетико-фонематического недоразвития у детей 7-го г. жизни.

6. Проанализировать эффективность методов и приёмов, используемых на индивидуальных и фронтальных занятиях.

7. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения и воспитания в экспериментальной группе.

Известно, что самым распространённым дефектом у детей является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности её элементов – звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей.

Вся коррекционная работа должна проводиться в комплексе и систематически.

Основные направления работы

В результате изучения особенностей нарушений у детей с ФФН можно выделить следующие основные направления коррекционной работы:

*формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

*формирование звукопроизношения

* формирование навыков дифференциации звуков

*формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога

* формирование звуко-слогового анализа и синтеза слова

* развитие лексики, грамматического строя и связной речи

* обучение послоговому чтению

* подготовка к обучению письму

* развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания)

* совершенствование пространственно временных ориентировок

* развитие мелкой моторики рук

* развитие графических способностей.

Методы и приёмы обучения детей на фронтальных занятиях

Перед занятиями нами были использованы речевые игры средней подвижности. При организации фронтальных логопедических занятий использовали комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Последовательность ознакомления со звуками взяли в основном в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях мы предусматривали задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляли подготовку к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигали понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляли правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвовали в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий использовалась нами в различных вариантах. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

- сказочных сюжетов;

- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

- литературных персонажей;

- известных и придуманных игр;

- элементов сюжетно-дидактической игры;

- сюжетных и пейзажных картин;

- специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно;

- настольно-печатных игр;

- сюжетов и героев мультфильмов.

Занятия, проводимые и организуемые нами по единой теме или сюжету, способствовали:

- развитию всех компонентов речи;

- формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитию познавательных процессов;

- развитию творческих способностей детей;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

В структуру фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков мы включили обязательные элементы:

1. оргмомент;

2. сообщение темы занятия;

3. характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5. произношение звуков в словах; 6. физминутка; 7. задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; 8. работа над предложением;

9. обучение элементам грамоты;

10. итог занятия.

Кроме обязательных элементов ввели дополнительные:

- лексико-грамматические задания;

- голосовые, дыхательные, мимические упражнения; - имитация движений и действий;

- творческие задания;

- словотворчество;

- упражнение на развитие познавательных процессов;

- стихи, диалоги.

Данные элементы дополнили содержание занятий и были направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.

Задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий, используемые нами:

Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму.

Так как речь детей тесно связана с мелкой моторикой рук, необходимо её развивать. На данном этапе работы нами была проведена работа по нескольким направлениям: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, работа с палочками, плетение, работа с ножницами и т. д. Эта работа по заданию логопеда проводилась воспитателями.

1. На одном из занятий мы познакомили детей с пальчиками.

2. Нравились детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

Большой палец правой и левой руки

вместе с остальными образуют колечко Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

3. Из счётных палочек дети составляли различные фигуры.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражнялись в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана. Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

И много других интересных примеров.

4. Нами проводились пальчиковые игры со стихами, что способствовало развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учили общению.

5. При изучении букв предлагали детям контур буквы выложить из природного материала: семян яблок, арбуза и т. п; из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит, лепить из пластилина (алфавитное печенье).

6. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые нами для подготовки руки к письму. Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и координации движений, их точность.

7. Развитию мелкой моторики помогало выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение давалось для отработки движений кисти слева направо и справа налево.

8. Детей привлекала возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Например: бабочка, пчёлка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь. Игрушки - забавы, например: прыгающий лягушонок и др. При работе с ножницами дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки. Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики.

9. Особое место в нашей работе занимала штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Предлагались трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования использовались книжки для раскрашивания, но не более 5-7 минут. Учили детей штриховать: сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево, по косым линиям, точками; круговыми линиями, полуовалами, волнистыми линиями, петлями. Кроме всего перечисленного, использовались различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Все работы проводились в игровой форме. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Список литературы

1. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей // Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей // Пособие для логопедов. – М. : Просвещение, 1979.

3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Просвещение, 1997.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.

6. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1963.

7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М. : Школа-Пресс, 2000.

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М. : Издательство Гном и Д, 2002.

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Презентация «Фонематическое восприятие» В пятилетнем возрасте основным средством общения ребенка становится речь. Каждый день ребенок узнает новые слова и совершенствует свои.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Конспект фонетико-фонематического занятия для детей второй младшей группы «Звук [А]» Цель: Образовательная: - познакомить детей со звуком [А]; - уточнить артикуляцию звука [А]. Развивающие: - отработать длительное произношение.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями 3–4 лет Цель; Формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования слов звукоподражаний “му”, “мяу”. 1. Упражнение.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.

Консультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрастеКонсультация для родителей. Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте Виолетта Никулина Фонематическое восприятие. Рекомендации по развитию фонематического восприятия в раннем возрасте. [/b] Фонематическое восприятие.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Составил воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 мая 2018 в 16:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД