Лучший педагог года

Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Елена Дуброва
Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Актуальность выбранной темы:

Совершенствование процесса нравственного воспитания – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества.

Важное место в нем занимает вопрос формирования представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, и самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельно регулирующих поведение и взаимоотношение со сверстниками.

Публикация «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации. Общение помогает усвоить социальный опыт. Общение происходит при условии взаимного желания общаться, этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия.

Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств. Оно не может быть заменено обществом взрослых. Без возможности общаться с другими детьми социальный опыт ребенка будет недостаточно полным.

Современным детям очень сложно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при общении, организации совместной деятельности. Это сказывается и на интеллектуальном и на нравственном развитии и, в конечном счете, на развитии личности ребенка.

Актуальной в данном случае становится проблема формирования навыков общения, установления дружеских взаимоотношений с людьми. Важной задачей становится проведение четкой, спланированной работы воспитателя, направленной как на формирование новых взаимоотношений, так и на развитие уже существующих.

Цель: формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование доброжелательности, отзывчивости, стремление к взаимопомощи и сочувствию;

- систематизировать дидактические игры и упражнения по формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками и апробировать ее с дошкольниками.

Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных взаимоотношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников. Дружба и дружеские взаимоотношения имеют смыслообразующее значение для воспитания такого важного качества как коллективизм; ускоряют процесс осознания социальных взаимоотношений.

А. С. Макаренко придавал большое значение коллективу как условию всестороннего развития личности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом.

Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества, при этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для собственного развития и расцвета личности нужно, чтобы это были взаимоотношения положительные, доброжелательные, коллективные. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом – коллективизм как качество личности, тем самым становится под сомнение процесс нормальной социализации личности.

Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте. Но самое основное в дошкольном деле – это воспитание общественное, воспитание умения дружить, играть, работать. Привычка к коллективной работе у ребят лучше всего вырабатывается при работе вдвоем, втроем, лишь постепенно, и это надо тщательно продумать.

А. П. Усова («Воспитание общественных качеств у ребенка в игре») придавала важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств, качеств «общественности». К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, убеждать в чем-то сверстников или самому убедиться. С ростом осознанности своей роли во взаимоотношениях детей более сложными становятся и качества «общественности». На почве формирования общественности открывается возможность подводить детей к нормам морального поведения, причем большое влияние на моральное развитие детей, их отношения будут оказывать не только воздействие взрослого, но и самого детского общества.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

В возрасте с 4-х до 6-ти лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Развивается сюжетно-ролевая игра, другие виды деятельности. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. Дошкольник стремится привлечь к себе внимание.

Формируя культуру взаимоотношений между детьми, взрослые должны воспитывать умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами, при необходимости уступать друг другу, прививать умение оказывать внимание сверстникам.

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность, стремление к сотрудничеству, возникает привязанность, дружба. Причем дети уже начинают проявлять постоянство, привязанность в дружеских отношениях.

Непосредственно руководить процессом дружбы нельзя. Воспитатель может и должен внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребенка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень привязанностей.

Решение задач формирования коллективных взаимоотношений детей имеет свою специфику, свои трудности.

Условиями формирования дружеских взаимоотношений являются :

- разнообразная содержательная совместная деятельность: игры, общий труд, подготовка к праздникам и т. д. ;

В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал дружеских взаимоотношений. Дети учатся выполнять общие правила, нормативные требования, которые по мере усвоения становятся собственными побудительными мотивами нормального поведения. На основе этого у детей возникает взаимопонимание, привычка считаться с другими детьми, помогать им, заботиться. Важно научить ребенка умению действовать в интересах сверстников, при необходимости поступаться своими желаниями, интересами, воздерживаться от эгоистических поступков.

- взаимодействие с родителями с целью передачи знаний о роли становления положительных взаимоотношений в развитии личности ребенка, а также с целью установления единства требований семьи и детского сада.

Ведущую роль в формировании дружеских взаимоотношений дошкольников играет семья. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Задача воспитателя – познакомить родителей с основами нравственного развития дошкольника, подчеркнув, что уже в дошкольный период детства, необходимо воспитывать доброжелательное отношение к близким и окружающим людям, сверстникам. Руководя любым видом деятельности, взрослые, соблюдая принцип единства требований, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам.

- собственно общение детей как условие для воспитания дружеских взаимоотношений с окружающими, через которое ребенок познает мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния

- уровень сформированности детских интересов – знаний, способностей, индивидуальных черт характера, познавательной активности;

- оценка воспитателем и детьми характера взаимодействий в различных видах деятельности, умение определять свой вклад в общее дело;

- подбор разнообразных методов, направленных на воспитание таких качеств характера как ответственность, отзывчивость, дружелюбие;

- пример взрослого; товарищеские взаимоотношения между работниками детского сада, проявления дружеских контактов между членами семьи и другими взрослыми, окружающими ребенка.

Средством воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников также является собственно деятельность: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

В процессе контакта между детьми возникают как положительные отношения, вызывающие добрые чувства, так и различные столкновения, которые могут породить отрицательные поступки. Поэтому важно иметь в виду, что сама по себе деятельность не может решить задач формирования дружеских взаимоотношений. Решающее значение имеет руководство воспитателя игровыми и трудовыми взаимоотношениями детей, придание им нравственного характера.

Взаимопомощь – деятельность, направленная на оказание детьми помощи друг другу в личных или общих делах, - возникает и формируется под влиянием воспитателя.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками дружеских отношений.

Содержательные совместные игры и труд, смысл которого понятен детям, радуют и сближают детей, содействуют укреплению общих интересов, развитию чувства ответственности и побуждают к взаимопомощи. Естественным становится желание помочь другому овладеть тем или иным умением, поделиться материалом, оказать моральную поддержку.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости, о его преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникали мотивы для приобретения соответствующего качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность откладывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) +(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)=нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Это относится к детям любого возраста : и младенческого и дошкольного и школьного.

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). Предлагается объединить все методы в три группы:

- метод формирования нравственного сознания;

- метод формирования нравственного поведения;

- методы любые –

Должны быть гуманными, не унижающими ребенка, не нарушающими его прав.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Воспитатель поощряет детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. Регулирует отношения детей, подсказывая, как они должны вести себя по отношению друг к другу.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, Кубиками, шарами, цилиндрами и т. д.). Обязательным элементом Большинства дидактических игр были стихи, песенки, рифмованные присказки.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в пространстве, времени. Решение этих задач и ряда других потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.

Важнейшим средством формирования дружеских взаимоотношений является игра.

С одной стороны, игра – это самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала первой школой социальных отношений.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, игры также являются неотъемлемой частью формирования отношений между детьми.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки»Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки» Как известно, 2015 год в России объявлен годом литературы. В нашем ДОУ по этому поводу был намечен план мероприятий, среди которых - создание.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 марта 2020 в 23:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД