МААМ-картинки

Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи

Кудрявцева Екатерина Геннадьевна
Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи

Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи

В нынешних условиях особое значение приобретают проблемы обучения грамоте и родному языку. Это связано с тем, что в последние годы специалисты подмечают увеличение случаев речевых нарушений у дошкольников, а также обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых патологий и изменение логопедического контингента.

Публикация «Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи» размещена в разделах

В современных исследованиях (О. Л. Жильцовой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.) указывается, что недоразвитие всех компонентов языка у детей с ОНР является основной причиной затруднительного освоения навыка чтения.

И. Е. Манерко указывает, что для успешного овладения процессами чтения необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи [2].

Р. Е. Левина преподнесла формирование функционального базиса чтения ребенка как результат системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом важно изучение соотношения дефектов речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда можно отметить равномерное нарушение всех трех упомянутых процессов: «. такая равномерность характерна лишь для глубоких степеней недоразвития речи, когда все процессы находятся в зачаточном состоянии» [1, c. 63].

Л. С. Цветкова отмечает: «Психофизиологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др». [3].

С целью диагностики вербального и невербального компонентов функционального базиса чтения у детей была использована «Методика раннего выявления дислексии», предложенная А. Н. Корневым. Указанная методика состоит из 5 блоков, выявляющих состояние основных психических процессов, влияющих на формирование навыков чтения у дошкольников.

Первый блок включает в себя задания, направленные на изучение зрительно-пространственного гнозиса, процессов восприятия, объема кратковременной зрительной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Второй блок представлен заданиями на произвольность познавательных процессов, умение действовать согласно предписанным правилам, навыки концентрации внимания.

Третий блок направлен на диагностику сукцессивных функций речи : возможностей последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы.

Четвертый блок направлен на диагностику интеллектуальных способностей старшего дошкольника, влияющих на формирование навыка чтения : уровень развития логического мышления и памяти, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, отличать их от несущественных.

Пятый блок представлен заданием «Составь рассказ по серии картинок», диагностирующим уровень развития устной речи ребенка : ее связность, последовательность, фонетическое оформление, лексико-грамматическая правильность, звукопроизношение.

Констатирующий эксперимент позволил нам выявить контингент детей, предрасположенных к развитию дислексии. Он составляет 65 % от общего числа обследуемых. У дошкольников данной категории было выявлено: маленький объем памяти, низкая работоспособность, неразвитая произвольность психических процессов, множественные лексико-грамматические нарушения, низкий уровень развития связной речи.

Коррекционно-развивающая работа по формированию функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи строилась на основе следующих принципов:

• Опора на сохранные и наиболее развитые психические функции ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.

• Отбор методов с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей с ОНР, а также градационного усложнения материала по мере проведения коррекционно-развивающих занятий.

• Применение на логопедических занятиях дидактических игр и упражнений, систематизированных с учетом направлений работы по развитию психических функций, обеспечивающих развитие навыка чтения.

Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения выстраивалась с учетом специфики имеющихся у детей нарушений. Результаты обследования были доведены до педагогов, работающих с экспериментальной группой. Родители и педагоги получили методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями.

Коррекционно-развивающая работа проводилась с детьми экспериментальной группы, у большинства из которых была выявлена предрасположенность к дислексии. Работа по пропедевтике нарушений входила в систему занятий по развитию и коррекции речи, осуществляемых экспериментатором совместно с действующим учителем-логопедом.

Формирующий эксперимент проходил в 3 этапа. Каждый этап предусматривал развитие указанных доминирующих дефицитарных функций с постепенным усложнением материала. Основной акцент ставился на развитие аналитико-синтетической сферы, восприятия, внимания, памяти, произвольную регуляцию деятельности.

После проведения логопедической работы дети были обследованы вторично. На контрольном этапе нам удалось выявить, что:

• Число дошкольников с низким уровнем сформированности неречевого компонента функционального базиса чтения в экспериментальной группе снизилось на 20 %;

• Число детей с низким уровнем произвольности психических функций снизилось на 30 %;

• 20 % дошкольников экспериментальной группы поднялись с низкого уровня умственного развития на средний;

• В экспериментальной группе риск возникновения дислексии снизился на 20 %.

• Коррекционные мероприятия оказались малоэффективными для развития сукцессивных функций у старших дошкольников с системными нарушениями речи, так как для выявления значительных улучшений в данной сфере необходимо более пролонгированное коррекционное вмешательство.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения оказалась эффективна для большинства изучаемых характеристик, а также существенно снизила риск развития дислексии у экспериментальной группы в будущем. Важно подчеркнуть, что формирование вербального компонента функционального базиса чтения возможно только на базе развитых аналитико-синтетических способностей, внимания, адекватного объема речеслуховой, зрительной памяти, навыков зрительно-пространственной ориентировки, самостоятельной регуляции деятельности. В связи с этим мы считаем актуальной разработку коррекционных программ, направленных совершенствование внимания и способностей к запоминанию, осмыслению информации у старших дошкольников с системными нарушениями, а также развитие у них вербального компонента функционального базиса чтения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – Москва, 1991. – 193 с.

2. Манерко Е. И. Профилактика нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями (ОНР, алалия, афазия) [Электронный ресурс] / Е. И. Манерко, Н. В. Черепкова. – Москва, 2007. – Режим доступа:

3. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – Москва: Юристъ, 2000. – 253 с.

4. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 83 с.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчет «Игровое занятие к Всероссийскому Дню чтения для старших дошкольников»Фотоотчет «Игровое занятие к Всероссийскому Дню чтения для старших дошкольников» В этом году к Всемирному дню психологического здоровья и Дню Всероссийского чтения в старших дошкольных группах нашего ОУ прошло мероприятие.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 23:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД