Получи документы

Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения

Мальцева Алина Алексеевна
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения

Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

«Магнит и его удивительные свойства»

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Публикация «Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения» размещена в разделах

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»

Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Словарная работа: магнит, магнетизм,магнетические, полюса.

Методы и приёмы : беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, тарелочки, листочки с заданием, интерактивный стол, доска:

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей подготовительной группы. (Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать письмо).

Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

Воспитатель: - Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?

- Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же письмо.

-Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Сейчас расскажу одну старинную легенду о появлении магнита.

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.

Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» мы проведём «Эксперимент с магнитом».

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

- Что мы знаем о свойствах магнита?

- Как эти свойства можно проверить?

Вот мы и сейчас проверим. «Важное дело – Эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент».

Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы»

Воспитатель: Приглашаю Вас подойти к столу. Ребята, посмотрите, на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?

Дети: (ответы детей) резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба – они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.

Вывод: первое свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Опыт № 2

Воспитатель: Я предлагаю провести следующее испытание. Сейчас мы будем работать в парах. У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свои магниты, притянуть их друг к другу. Получается? А что происходит? Поверните магниты другой стороной.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё у нас есть «южный» и «северный» полюса.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, какую форму имеет наша планета?

Дети: Круглую.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля с большой силой притягивает к себе все предметы, находящиеся на её поверхности. Как магнит - железо. Все мы хорошо знаем, как опасно упасть с крыши дома или с высокого дерева. Земля притягивает нас к себе с такой большой силой, что, падая на неё даже с небольшой высоты, можно расшибиться. Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё.

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты притягиваются друг к другу. А если мы их соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются.

Вывод: второе свойство у магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.

Динамическая пауза «Мы магниты»

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Отдохнули и вновь за дело. Дети садятся за столы.

Опыт № 3 «Достань скрепку»

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам одну очень интересную загадку: «Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?». (Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки).

Значит у магнита есть сила, он действует сквозь стекло и воду. Так происходит из - за подводного магнетизма. Магнитная сила действует под водой.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон).

Опыт № 4 «Волшебная рукавичка»

- Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»

(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.

Опыт № 5

Воспитатель: А вот здесь я приготовила для вас задачку. Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите? (Манная крупа). Под манной крупой я спрятала кое-что, а вы должны найти, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно найти клад, что может вам помочь?

Молодцы правильно. Достаньте предметы, спрятанные в манной крупе с помощью магнитов.

Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду, ткань, бумагу, картон.

Воспитатель: Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).

А вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит? – Как и где найти нужную информацию.

Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Ответ Лунтику:

- Вот мы с вами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен.

- Давайте расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном камне».

- Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где его используют? (Ответы детей). 1. «Магнит притягивает металлические предметы»

2. У магнита два полюса.

3. Магнит может действовать через предметы или вещества

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Ответ от Лунтика: «Спасибо, вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»

Рефлексия. Итог ОД:

Что нового вы сегодня узнали о магните?

Расскажите, а что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что было трудно для вас?

Где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

Итог занятия. Сюрпризный момент. Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группыДидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группы Предлагаю Вашему вниманию мою новую работу - дидактическую игру по безопасности "Один дома". Цель: формирование осознанного правильного.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения
Опубликовано: 26 октября 2022 в 09:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД