МААМ-картинки

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством речевой игры «Синтаксическая дорожка»

Черкасова Диана Владимировна
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством речевой игры «Синтаксическая дорожка»

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством речевой игры „Синтаксическая дорожка“» размещена в разделах

1. Познакомить педагогов с эффективной техникой речевого развития детей. 2. Дать рекомендации педагогам по использованию речевой игры «Синтаксическая дорожка».

Развивающие:

1. Способствовать популяризации инновационных идей, технологий, находок педагога.

2. Повышать эффективность образовательного процесса путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:

1. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

2. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: картинки, чистые листы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

1. Получение педагогами представления о речевой игре «Синтаксическая дорожка» с использованием картинок.

2. Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Актуальность:

Развитие речи - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи : формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Сознавая, что речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка, педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Поскольку дети не могут самостоятельно справиться с огромным потоком информации, актуальной становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. В нашем ДОУ создана система непрерывной образовательной деятельности с соблюдением принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей- игра). Речевая игра является практическим методом педагогического воздействия; используя этот прием, педагог повышает детский интерес к занятиям, создает для детей комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения.

Мной была разработана идея речевой игры «Синтаксическая дорожка», помогающая формировать умение составлять предложение, грамматически правильно сочетая в нем слова. Зачастую дети ставят на первое место в предложении слово, более важное для них в данный момент, например, «Куклу Маша забрала мою». Посредством данной речевой игры можно постепенно учить детей правильно и красиво строить речевое высказывание. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому в данной речевой игре я использую картинки, в которых содержится определенная информация. Дети с опорой на образы устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; в дальнейшем они способны самостоятельно делать рассказы связными, последовательными, у них развивается мышление, внимание, воображение, речеслуховая и зрительная память. Дети совершают первые попытки синтаксического анализа; у них появляется критическое отношение к своим ошибкам. Данной речевой игрой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Впоследствии, при получении определенного опыта игры, дети смогут самостоятельно выбирать картинки и строить свое предложение.

Практическая значимость данной игры в том, что в ней может участвовать вся группа. Часть детей моделирует предложение с помощью картинок, остальные дети с помощью взрослого «считывают» получившееся предложение и анализируют его. Дети постоянно находятся в движении, они увлечены, это способствует успешному физическому развитию. Данную игру можно использовать и на прогулке, заменив традиционные картинки масками или шапочками. Организации предметной среды способствует активное взаимодействие с родительской общественностью. Родители совместно с детьми создают картинки, маски, шапочки для проведения подобных игр в детском саду и дома. Кроме этого, в нашем саду практикуется своеобразная система «шефской помощи», когда старшие дошкольники рисуют картинки для малышей.

Предлагаю вам поиграть.

Давайте рассмотрим с вами картинки. Расскажите, что на них изображено (ответы слушателей- девочка, лейка, цветок).

Я приглашаю три человека. Вам нужно взять по одной картинке и встать так, чтобы получилось синтаксически правильное предложение.

Мы с вами попробуем «прочитать» наше «предложение».

Слушатели читают: «Девочка поливает цветок» - синтаксически правильный вариант («Цветок поливает девочку» - нет).

Данное игровое упражнение направлено на развитие логического мышления при построении синтаксически правильного предложения.

(Разнообразить игру можно, если детям старшего возраста предложить картинки с акцентом на формирование звуковой культуры речи (определение первого звука в слове) : «Рита рисует радугу», «Мама моет малыша», «Папа пилит полено»).

Для детей старшего возраста можно задание усложнить. Я приглашаю еще одного участника. У Вас в руках чистый лист. Вы можете занять любое место в нашей «синтаксической дорожке». Данный чистый лист – это предложенное вами слово для продолжения предложения или изменения его смысла, например, «Девочка поливает КРАСИВЫЙ цветок» или «НАРЯДНАЯ девочка поливает цветок». Данное усложнение позволяет применять «совещательный прием», что актуально при проведении игры-КВН, игры-соревнования, соответственно в активную игру вовлекается большее количество детей.

Итог:

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Созданную речевую игру «Синтаксическая дорожка» я активно применяю в своей работе, неоднократно убеждаясь в ее результативном воздействии на формирование грамматического строя речи у детей, логического мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти. Посредством данной игры дети учатся работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по картинкам с добавлением нового слова. В работу активно вовлекается родительская общественность. Таким образом, с помощью данной игры мы создаем хорошую основу для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе, что соответствует требованиям ФГОС.

Я надеюсь, что данный мастер-класс был вам интересен, и поможет разнообразить вашу работу по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством речевой игры «Синтаксическая дорожка»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 11:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД