Маргарита Салтынская
Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Мой педагогический опыт.
▼ Скачать + Заказать документы
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, развивает ум, побуждает к самосознанию, воспитывает жизнестойкость.
Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.
Публикация «Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста, Мой педагогический опыт,» размещена в разделах
Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. Чем раньше появляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектом.
Процесс формирования у дошкольников потребности в чтении во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. С этой целью я провела опрос детей, анкетирование родителей в своей группе и было установлено: только 30% родителей периодически читают своим детям, 20% посещают детскую библиотеку. Это говорит о том, что родители либо не придают значения роли книг в процессе развития детей, либо не знают о том, что формирование будущего читателя начинается очень рано – уже в дошкольном возрасте.
Задача формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста тесно связана с проблемой всеобщей неграмотности. А одним из путей решения данного вопроса является раннее приобщение ребенка к чтению художественной литературы, как в семье, так и ДОО.
В своей деятельности я использую технологию проектной деятельности, поскольку считаю, что метод проектов охватывает все образовательные области, предлагаемые ФГОС, т. е. получается целостный образовательный процесс, что позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Так же проект предполагает участие родителей.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ:
«КНИЖНЫЙ МИР»
ЦЕЛИ:
1. Развитие интереса к художественной литературе;
2. Формирование литературного вкуса.
3. Воспитание будущего читателя.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества, с поэтами, писателями.
2. Обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь.
3. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения)
4. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
5. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки.
6. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Освоение этих задач осуществляю в организованных видах деятельности:
развивающих, игровых, проблемно-игровых и творческих ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации развивающей
предметно-пространственной среды для активизации самостоятельной литературной, художественно- речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Применяю в работе, как традиционные, так и нетрадиционные формы, методы и приемы: ежедневное чтение, оформление книжного уголка, тематические выставки по мотивам прочитанных произведений. Создание игровых модулей «Книжкина больница», «Магазин книг», театрализованные игры, вечера загадок, сказок,
литературные викторины. Посещение детской библиотеки.
В рамках проекта:
* Знакомство с авторскими сказками (Г. Х. Андерсен, Братья Гримм)
Результат: Литературное развлечение «Там на неведомых дорожках».
* Знакомство с произведениями С. Я. Маршака и С. В. Михалкова.
Результат: викторина «Книголюбы».
* Чтение произведений Н. Носова.
Результат: литературный праздник «И в шутку и в серьез»
* Чтение произведений В. П. Катаева.
Результат: кукольный театр по произведению «Дудочка и кувшинчик»
* Знакомство с творчеством детских поэтов: Андрей Усачев, Борис Заходер, Ирина Токмакова, Агния Барто.
Результат: «Конкурс чтецов».
В рамках проекта осуществлялась исследовательская деятельность. Дети знакомились с историей возникновения книги «Откуда к нам пришла книга». Знакомились с профессиями людей, участвующими в создании книги «Лесозаготовка», «Целлюлозно-бумажный комбинат», «Типография». В группе работала творческая мастерская по изготовлению книг-самоделок. Оформлялись выставки детских работ, книг заданной тематики.
Проводилась неделя детской книги, на которой дети знакомили друг друга со своими любимыми произведениями. Организовывалась выставка «Моя самая любимая книга», «Мой любимый сказочный герой». Мини-музей «Какие бывают книги» (в группе оформлен альбом «Необычные книги»).
Родители непосредственные участники:
1. Совместно с детьми искали произведения, читали, создавали рисунки, заучивали стихи.
2. Принимали участие в изготовлении книг самоделок.
3. На собрании делились своим опытом приобщения детей к чтению, оказывали помощь в проведении мероприятий.
Для более эффективной работы по приобщению детей и родителей к совместному чтению использую нетрадиционную форму работы : буккроссинг - это обмен прочитанными книгами, журналами.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети:
• 1. Повысился интерес к чтению художественной литературы.
• 2. 2 ребенка награждены грамотами от детской библиотеки,как лучшие маленькие читатели.
Родители:
• 1. Число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в проекте увеличилось в 2 раза.
• 2. 50% детей вместе с родителями посещают детскую библиотеку.
Педагог :
• 1. Осваиваю новый метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство.