Лучший педагог года

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

ольга григорьева
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Особенно она актуальна в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, так как с нарушением звукопроизношения, у них отмечается несформированность интонационной выразительности речи.

В специальной литературе широко представлены симптоматика и структура выраженных дизартрических нарушений у детей (Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, E.H. Правдина — Винарская, и др.).

Публикация «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» размещена в разделах

Мы предположили, (гипотеза) что формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективным при:

а) учете взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, включении в работу методов и приемов работы по развитию эмоциональной лексики;

б) учитывание патогенетического механизма – использовании упражнений по развитию моторной базы речи, и этапов развития интонационной стороны речи от элементарных форм к более сложным.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи и определены методы исследования.

Задачи исследования:

1) провести анализ научно-теоретических основ изучения интонационной системы языка;

2) определить содержания методики исследования восприятия и воспроизведения комплекса компонентов интонации дошкольниками с дизартрией;

3) выявить общие и специфические особенности нарушений интонационной выразительности речи дошкольников с дизартрией и на их основе апробировать содержание комплексной дифференцированной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

4) Изучение эффективности экспериментальной работы.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы:

- теоретические и экспериментальные методы: теоретическое изучение, анализ и обобщение философской, лингвистической, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;

- изучение медико-педагогической документации;

- комплексное обследование детей; наблюдение;

- экспериментальная работа (констатирующий, формирующий эксперимент);

- статистическая обработка и сравнительный анализ данных исследования.

В работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области нарушения речи и речевых нарушений (Н. М. Трубникова, Е. Ф. Архипова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. Е. Хватцев, Л. В. Щерба, Н. Х. Швачкин, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова).

Авторы знакомят с практической методикой комплексной медико-педагогической диагностики речевой деятельности и логопедической работы с данной категорией детей. У них представлена схема логопедического обследования для всех возрастных категорий детей, включающая углубленное изучение состояния:

• звукопроизношения,

• речевого дыхания,

• просодической стороны речи,

• фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений).

Дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок.

Л. В. Лопатина в своем исследовании выяснила, что у детей с дизартрией присутствуют разнообразные нарушения тембра голоса: придыхательность, хриплость, приглушенность, назальность, сдавленность. Эти проявления неоднородны у детей с различными видами дизартрии. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.

Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Задания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей с дизартрией недоступно, требуется активная помощь взрослого. Дети, допускающие ошибки при восприятии и воспроизведении интонаций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения. Дети с дизартрией не могут акцентировано произносить определенное слово в предложении.

Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос детей оценивается следующими характеристиками: слабый, немелодичный, глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый, назализованный, слабо модулированный.

С целью теоретического обоснования, разработки и апробирования содержания логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на базе МБДОУ д / с «Колобок» г. Петухово, мною был организован констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 10 детей старшего дошкольного с логопедическим заключением ОНР 3-его уровня с дизартрией.

Констатирующий эксперимент проводился в три этапа:

1. Исследование моторики органов артикуляции.

2. Обследование состояния голоса и дыхания.

3. Выявление особенностей интонационной выразительности старших дошкольников с дизартрией.

Раскроем каждое направление эксперимента более подробно. И для начала рассмотрим содержание работы на первом этапе констатирующего эксперимента.

В ходе реализации данного этапа мы исследовали двигательные функции различных органов артикуляционного аппарата. При обследовании мы обращали внимание на точность и правильность выполнения движений, их объем, способность к удержанию артикуляционной позы, переключаемость с одного движения на другое. Всего детям было предложено четыре серии заданий, направленных на изучение состояниях двигательных функций губ, языка, мягкого неба, челюсти. В ходе данного этапа работы дети выполняли специальные упражнения, предложенные Н. М. Трубниковой (см. приложение 1). Все предоставляемые ребенку позы вначале проводились по показу, а затем, если ребенок не мог справиться по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.

Нами также была разработана пятибалльная система оценок, по которой данное задание оценивалось.

5 баллов – высокий уровень развития присуждалось, если движения выполняются в полном объеме, правильно, точно и без помощи логопеда.

4 балла – уровень развития выше среднего, если движения выполняются не в полном объеме, и наблюдается замедленный темп работы.

3 балла – средний уровень развития, если задание выполнено с ошибкой, в замедленном темпе, а также наблюдается истощаемость движений.

2 балла – уровень развития ниже среднего, если движения выполняются с ошибкой, наблюдаются содружественные движения и гиперкинезы.

1 балл – низкий уровень развития, если движения сильно искажены, наблюдаются гиперкинезы, саливация, утомляемость.

Второй комплекс заданий на данном этапе экспериментальной работе был направлен на исследование динамической координации движений артикуляционного аппарата. Задания также предлагались вначале по образцу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении требуемого задания.

При исследовании мы обращали внимание на правильность выполнения задания, плавность движений, на состояние языка в том или ином положении, на легкость переключения с одной артикуляционной позы на другую, активность артикуляционного аппарата, а также объем движений и последовательность в выполнении определенных движений.

Данное задание оценивалось таким же образом, как и предыдущее. Детям было предложено шесть заданий, такого рода:

• Ребенку предлагалось широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов, затем поднять кончик языка к верхним зубам и положить его на нижнюю губу.

• Ребенок должен был широко раскрыть рот, как при звуке [а], растянуть губы в улыбке, и вытянуть в трубочку.

• Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз.

На втором этапе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование на изучение состояния голоса и дыхания. Для этого мы использовали методики Л. С. Волкой, Л. Ф. Орловой, которые были нами, адаптированы и составлены в одну общую методику исследования.

Сначала было исследовано дыхание в покое, при этом мы отмечали:

• Тип дыхания

• Координированность вдоха и выдоха

• Характер дыхания, то есть, какой вдох короткий, поверхностный, а также длина выдоха.

Также визуально мы определили, как дышит ребенок, то есть ртом или носом и отмечали особенности фонационного дыхания.

На данном этапе ребенку было предложено воспроизвести на первом выдохе предложение с увеличением количества слов, при этом ребенок должен был вдохнуть через нос, и на выдохе произнести предложение, также было предложено произнести на первом выдохе чистоговорки. Вторым задание ребенку нужно было посчитать от 1 до 10 на одном выдохе.

Данные задания оценивались по пятибалльной шкале (см. приложение 2).

При исследовании голоса выявляли следующие его особенности:

• Сила голоса

• Высота голоса

• Тембр голоса

• Темпо-ритмическая организация речи

При обследовании силы голоса, ребенок должен был произнести отдельные звуки и звукоподражания, меняя при этом голос по громкости, то нарастая, то опуская его. В одном из таких заданий ребенку необходимо было показать, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина, а затем удаляется. Также ребенок должен был отличить на слух изменения силы голоса, для этого логопед произносил ему фразы или звуко-комплексы разнообразные по громкости, и дошкольник должен был отличать изменения этих фраз.

Работа ребенка оценивалась по пятибалльной шкале (см. приложение 2).

Для исследования модуляции голоса по высоте ребенку предлагалось прослушать звуки и звукоподражания с различной высотой голоса, а затем соотнести их с картинкой, изображающей животных и их детенышей, или предметами разной величины. Данное задание оценивалось так же, как и предыдущее.

Следующим направлением нашей работы стало исследование тембра голоса. Во время установления контакта с ребенком мы сразу же давали субъективную оценку тембру его голоса, то есть выделяли, есть ли у ребенка назализация.

В рамках исследовании тембра голоса, так же как и в двух предыдущих характеристиках голоса, нас интересовало как восприятие тембра, так и его воспроизведение.

При исследовании восприятии тембра голоса оценивало умение определять характер звучания тона голоса на слух. Задания были следующего характера: различение тембра голоса на материале междометий, предложений, различение тембра голоса людей разного возраста. Оценка проводилась по пятибалльной шкале (см. приложение 2).

При обследовании воспроизведения тембра голоса оценивались эмоциональные характеристик голоса, работа проводилась на материале междометий и сказки «Колобок». Выяснялось, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передавать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольким животным. Перед заданием с ребенком проводилась беседа о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации. Задание оценивалось определенным образом (см. приложение 2).

При исследовании темпо-ритмической организации речи ребенку предлагались задания, в которых он определял на слух количество изолированных ударов, серии простых ударов, также он самостоятельно воспроизводил по подражанию изолированные удары и серии простых ударов.

Последним (третьим) этапом нашего эксперимента стало выявление особенностей интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

Работа проводилась по двум направлениям: исследование восприятия и воспроизведение основных типов интонации (см. приложение 3).

Цель первого задания выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Ребенку предлагалось прослушать предложения с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Но сначала ему давалась установка на то, какое предложения он должен в данный момент услышать и сигнализировать карточкой. Если ребенок не мог справиться с заданием, то логопед помогал ему, задавая вопросы и направляя ребенка на правильный ответ. Так исследовались все три вида интонации.

Цель второго задания выявить умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Ребенку предлагалось сначала повторить предложения с различной интонацией за логопедом, а затем повторить предложения с противоположной интонацией. Если ребенок не мог справиться с заданием, то логопед помогал ему, показывая необходимый стимульный материал.

Эти задания оценивались по пятибалльной шкале (см. приложение 2).

Па данной шкале сначала оценивало восприятие интонации, а затем и воспроизведение.

Прикреплённые файлы:

grigoreva-o-p_lcjli.pptx | 3985,19 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Опубликовано: 19 января 2022 в 08:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД