МААМ-картинки

Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цуканова Наталия Александровна
Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация: в статье представлена актуальная в наши дни психолого-педагогическая проблема формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, словарь, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Публикация «Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Имеющиеся речевые нарушения воздействуют на формирование познавательной деятельности ребенка и уровень его общего развития. В дошкольном возрасте происходит формирование ребенка, наряду с этим, главнейшей предпосылкой развития речи становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности.

В первую очередь становление психического развития дошкольника зависит от уровня его речевого развития. Поэтому ведущая роль в развитии и компенсации речевых расстройств возложена на дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так как они являются начальной ступенью образования и воспитания дошкольников.

Общее недоразвитие речи- нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом. Данный термин был предложен Левиной Р. Е. и группой ученых в 50х-60х годах прошлого столетия. С точки зрения речевой патологии данное нарушение является наиболее распространенным.

Среди всех детей с речевыми нарушениями, дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40%. На рубеже 20-21 веков появилось достаточно много психолого-педагогических исследований, касающихся изучения особенностей психического и речевого развития детей рассматриваемой категории, а также разработка содержания коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи (В. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина).

Анализ литературы и исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что недостаточная сформированность когнитивных функций, нарушения познавательной деятельности негативно сказываются как на общем речевом развитии дошкольника, так и на отдельных его составляющих. У детей наблюдаются бедность и неточность словарного запаса, трудности его актуализации, значительное преобладание пассивного словаря над активным, нарушения фонетико-фонематической стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Вышеперечисленные особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к снижению успеваемости в процессе последующего школьного обучения.

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, способность пользоваться им в конкретной ситуации.

В отличии от нормотипичных детей, у дошкольников с общим недоразвитием речи количественный и качественный объем пассивного и активного словаря существенно снижен. Дети рассматриваемой категории понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи и актуализация словаря вызывают у них значительные затруднения.

В своих работах А. М. Бордович выделила основные направления работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста :

- обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря;

- постепенное снижение количества нелитературных слов и преобразование их в пассивный словарь.

В. И. Логинова предлагает следующие направления коррекционной работы по развитию лексического строя речи :

- расширение словаря путем знакомства ребенка с постепенно увеличивающимся блоком предметов и явлений;

- овладение словами на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками.

На основе вышеперечисленных направлений В. И. Логиновой была разработана система занятий. Основной целью которой является первичное ознакомление детей с предметами и явлениями, с их особенностями, а также введением элементарных понятий о предметах и явлениях.

Работа учителя-логопеда по данному направлению включает в себя: игры и упражнения, которые обеспечивают обогащение словаря и содержательной стороны отдельных слов.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие особенности речевого развития: бедность и неточность словарного запаса, трудности его актуализации, значительное преобладание пассивного словаря над активным, нарушения фонетико-фонематической стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Все это существенно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности.

Исходя из этого, овладение лексическим строем речи считается необходимым условием интеллектуального становления, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Список литературы:

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.

2. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 160 с.

3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников 88 (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.

4. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.

5. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.

6. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных 92 классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.

7. Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис Пресс, 2008. – 224 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 марта 2022 в 19:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД