Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе «Зима. Дикие животные»

Анна Карпенко
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе «Зима. Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему : «Зима в лесу. Дикие животные».

Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима в лесу. Дикие животные».

Образовательные задачи:

- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе „Зима, Дикие животные“» размещена в разделах

-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;

- развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

Развивающие задачи :

- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Ход занятия

І. Организационный момент.

Игра приветствие

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга.

ІІ. Основная часть.

Д/у «Отгадай загадку».

Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Беседа о зиме.

Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?

Путешествие в зимний лес.

Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.

Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)

- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)

С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

Ответы детей.

Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем (дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)

- Молодцы

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.

-Ой, ребята, посмотрите!

Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).

Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).

А где волк? (Волк спрятался за деревом).

Где находится белка? (Белка сидит на дереве).

Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).

- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.

Беседа о диких животных

-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)

Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? :

- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.

Игра «Закончи предложение» + Назовите детенышей диких животных

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

— Заяц летом серый, а зимой.

— Медведь летом гуляет, а зимой.

— Белка живет в дупле, а лиса.

— Заяц добрый, а волк.

— У белки хвост длинный, а у зайца.

— Лиса пушистая, а ежик.

Упражнение «Самый внимательный».

Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.

-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк) (Медведь)

-Верно ___ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.

Игра «Поделите на слоги» (три вида определения слогов : рука под подбородком, кол-во гласных, хлопками)

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.

-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.

-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги.

Дети выполняют задание.

Дети. Не было слов, в которых три слога.

-Верно. Отлично.

Самомассаж.

Ах, какой в лесу мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным

пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

Указательным и большим

пальцами держатся за мочки

ушей и вращают их вперёд,

затем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки скрестить на уровне груди,

хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают нога

Залетает сорока.

- Посмотрите. К нам в гости пожаловала

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сорока: Всех за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

Вот в лесу я увидела Лису.

Хитрая плутовка, сестра дикого волка.

Вылезла из норки на охоту ловкую.

- Ребята, смотрите, а вот и наша Лисичка-сестричка!

Давайте попробуем сделать звуко-буквенный анализ слова Лиса и тогда она вновь спрячется в свою норку и не будет пугать безобидных животных!

Звуко-буквенный анализ слова ЛИСА

1. Деление на слоги

2. Определение ударного слога

3. Характеристика каждого звука

Сорока: Вы такие молодцы.

Лису прогнали

Все рассказали

По лесу я полечу

Всем животным расскажу!

Чтение слоговых домиков с буквой Л

ЛА ЛЯ

ЛО ЛИ

ЛУ ЛЮ

ЛЫ ЛЕ ЛЁ

Дидактическая игра «Кто, где живет?».

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

-Ой, ребята, посмотрите

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда?

Помогите, детвора!

Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.

А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)

Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)

А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)

-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.

А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.

А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!

Оглянитесь все назад:

Вы попали в детский сад!

ІІІ. Итог занятия

Рефлексия :

-Скажите, где мы сегодня побывали?

Кого мы там встретили?

Как их назвать одним словом?

Почему их так называют?

Какие задания нам приготовили животные?

-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Конспект итоговой ООД по формированию лексико-грамматических представлений для детей с ОНР «Страна Красивой речи» Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений для детей старшей группы.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Королевство Зимы» Цель: закрепить и активизировать словарный запас по теме «Зима» Задачи: 1. коррекционно-образовательные: упражнять в подборе родственных.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Цветы» у детей старшей группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему «Цветы» Словарь по теме: Существительные:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Уфимский детский сад для детей с ОВЗ №6 Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения «Дикие животные» Образовательная область: «Развитие речи и культура речевого общения». Тема: "Дикие животные" Програмное содержание: продолжать формировать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том» Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.) Задачи: стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе «Зима. Дикие животные»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 14:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД