Наталья Форсова
Формирование начала самосознания через отношение к самому себе.
▼ Скачать + Заказать документы
Появляясь на свет, человек попадает в систему общественных отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, он выделяет себя из окружающего мира. Таким образом формируется самосознание личности или Я- концепция. Самосознание — это существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.
Я- концепция — система представлений человека о самом себе.
Источники Я- концепции:
сравнение себя с другими;
свидетельства восприятия другими;
оценка результатов деятельности;
переживание внутренних состояний;
Публикация «Формирование начала самосознания через отношение к самому себе,» размещена в разделах
восприятие своего внешнего облика.
Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко.
Младшему дощкольнику очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать что он что-то сделал хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.
Кроме того, ребенок не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которыми обладают в незначительной степени. Дети 4-5- лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих («Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит»). Наблюдается тенденция обосновывать отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.
С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности ребенка. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения.
Для правильного формирования самосознания необходима система воспитательных воздействий на протяжении всего периода развития ребенка, меняющая свои формы соответственно возрастным психологическим особенностям.
Основная характеристика детей 4-5 лет – резкое усиление влечения к общению. Дети начинают тянуться друг к другу, они уже могут и с удовольствием играют вместе (а не просто рядом, как ранее, они уже более тонко подмечают особенности поведения взрослых и в своих играх не просто его копируют, а воспроизводят отношения между людьми, опираясь в этом на интенсивно развивающееся воображение. Данный возрастной период является важным этапом в процессе дальнейшего развития самосознания.
Основными задачами здесь будут:
дальнейшее развитие эмпатии;
создание условий для разнообразных контактов ребенка с окружающими и особенно со сверстниками;
стимуляция интереса ребенка к взаимоотношениям между людьми;
развитие воображения.
Для решения этих задач необходимо строго сохранять доброжелательное, внимательное и уважительное отношение к ребенку. Следует учесть, что основное место в жизни ребенка в этом возрасте занимает игра, которая связана в его воображении с реальной жизнью. В связи с этим взрослые должны поощрять игровую деятельность ребенка. Ребенок познает себя через совместные игры и занятия со сверстниками. Ему важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих его детей. Осуществляя в игре различные роли, ребенок начинает осознавать отличие добра от зла, хорошее от плохого, как бы примеряя это добро и зло к самому себе. Такое игровое перевоплощение невозможно без воображения, развитие которого нужно всячески стимулировать. Одним из методов воздействия на воображение является приобщение ребенка к сказкам. Отмечено, что дети, не знавшие сказок, вырастают эмоционально ущербными, мало способными к сопереживанию; то есть с невыраженным чувством эмпатии. Не менее важную роль следует отвести и искусству. Детей необходимо приобщать к музыке, песням, балету, живописи, побуждать их размышлять над этими произведениями. Разнообразие произведений искусства (а также и сказочных сюжетов) воспринятых и «переработанных» ребенком, закладывает основы многогранной личности, способной взглянуть на себя и оценить свое Я. Понятно, что чем тоньше и точнее самооценка, тем выше уровень самосознания, тем более адаптировано поведение ребенка.
Целостное представление о себе может сформироваться только в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Игры и тренинговые упражнения, помогают познавать внутренний мир чувств и состояний, учиться анализировать их и управлять ими. Способность размышлять о своих чувствах побуждает ребенка учитывать желания других и подчинять свое поведение общепринятым правилам.
Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опыта самопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.