Приложение МААМ

Формирование начала самосознания через отношение к самому себе.

Наталья Форсова
Формирование начала самосознания через отношение к самому себе.
▼ Скачать + Заказать документы

Появляясь на свет, человек попадает в систему общественных отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, он выделяет себя из окружающего мира. Таким образом формируется самосознание личности или Я- концепция. Самосознание — это существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду.

Я- концепция — система представлений человека о самом себе.

Источники Я- концепции:

сравнение себя с другими;

свидетельства восприятия другими;

оценка результатов деятельности;

переживание внутренних состояний;

Публикация «Формирование начала самосознания через отношение к самому себе,» размещена в разделах

восприятие своего внешнего облика.

Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко.

Младшему дощкольнику очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать что он что-то сделал хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Кроме того, ребенок не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которыми обладают в незначительной степени. Дети 4-5- лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих («Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит»). Наблюдается тенденция обосновывать отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности ребенка. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения.

Для правильного формирования самосознания необходима система воспитательных воздействий на протяжении всего периода развития ребенка, меняющая свои формы соответственно возрастным психологическим особенностям.

Основная характеристика детей 4-5 лет – резкое усиление влечения к общению. Дети начинают тянуться друг к другу, они уже могут и с удовольствием играют вместе (а не просто рядом, как ранее, они уже более тонко подмечают особенности поведения взрослых и в своих играх не просто его копируют, а воспроизводят отношения между людьми, опираясь в этом на интенсивно развивающееся воображение. Данный возрастной период является важным этапом в процессе дальнейшего развития самосознания.

Основными задачами здесь будут:

дальнейшее развитие эмпатии;

создание условий для разнообразных контактов ребенка с окружающими и особенно со сверстниками;

стимуляция интереса ребенка к взаимоотношениям между людьми;

развитие воображения.

Для решения этих задач необходимо строго сохранять доброжелательное, внимательное и уважительное отношение к ребенку. Следует учесть, что основное место в жизни ребенка в этом возрасте занимает игра, которая связана в его воображении с реальной жизнью. В связи с этим взрослые должны поощрять игровую деятельность ребенка. Ребенок познает себя через совместные игры и занятия со сверстниками. Ему важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих его детей. Осуществляя в игре различные роли, ребенок начинает осознавать отличие добра от зла, хорошее от плохого, как бы примеряя это добро и зло к самому себе. Такое игровое перевоплощение невозможно без воображения, развитие которого нужно всячески стимулировать. Одним из методов воздействия на воображение является приобщение ребенка к сказкам. Отмечено, что дети, не знавшие сказок, вырастают эмоционально ущербными, мало способными к сопереживанию; то есть с невыраженным чувством эмпатии. Не менее важную роль следует отвести и искусству. Детей необходимо приобщать к музыке, песням, балету, живописи, побуждать их размышлять над этими произведениями. Разнообразие произведений искусства (а также и сказочных сюжетов) воспринятых и «переработанных» ребенком, закладывает основы многогранной личности, способной взглянуть на себя и оценить свое Я. Понятно, что чем тоньше и точнее самооценка, тем выше уровень самосознания, тем более адаптировано поведение ребенка.

Целостное представление о себе может сформироваться только в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Игры и тренинговые упражнения, помогают познавать внутренний мир чувств и состояний, учиться анализировать их и управлять ими. Способность размышлять о своих чувствах побуждает ребенка учитывать желания других и подчинять свое поведение общепринятым правилам.

Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опыта самопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств детей через театрализованную деятельность Цель: развитие познавательного интереса к театрализованной деятельности, к сценическому творчеству. Задачи: Обучающие. - способствовать.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Формирование функциональной грамотности учащихся через диалоговое обучение В настоящее время современное общество нуждается в людях творческих, инициативных. Смотреть в будущее, видеть цель, стратегические приоритеты.

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность.Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. (Из опыта работы Бедрик Е. В. на базе МБДОУ №3 Теремок, с. Сандата.

Формирование математических способностей дошкольников через сказку. Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации,.

Формирование патриотизма у дошкольников через знакомство с родным городом Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом можно рассматривать по разному, но это несомненно формирование у него патриотизма.

Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Необыкновенное путешествие к самому себе» Конспект открытого занятия в старшей группе «Необыкновенное путешествие к самому себе» Задачи: 1. Обобщать имеющиеся знания у детей о функции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование начала самосознания через отношение к самому себе.
Опубликовано: 22 июня 2017 в 21:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начала самосознания через отношение к самому себе.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Форсова (УИ 1218628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД