Нина Кузнецова
Формирование нравственного и физического здоровья и интеллекта детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Арбузова - дефектолог
Н. В. Кузнецова, воспитатель
КГБОУ «Ачинскаяя
школа-интернат № 1»
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ИНТЕЛЕКТА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей с нарушением слуха и интеллекта дошкольного возраста была, есть и всегда будет актуальной. Дошкольное учреждение как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем : только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, социального, физического и нравственного развития ребёнка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Публикация «Формирование нравственного и физического здоровья и интеллекта детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Нравственное здоровье - это состояние жизнедеятельности человека, определяемое его потребностной, информационной и мотивационной сферами и выражающееся в его умении находиться в гармонии с собой (своим внутренним миром) и с внешним миром (природой, социумом).
Здоровье более чем наполовину зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников - совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.
Целью моей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать нравственно и физически здоровым.
Работу по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в своей группе я реализую через все виды деятельности детей. Провожу в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей, через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Ежегодно в начале года мы проводим обследования уровня развития и состояния здоровья каждого ребёнка группы. На основе полученных данных определяем перспективы физической подготовленности каждого ребёнка и группы в целом на текущий год. В своей работе я использую разнообразные виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников :
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях);
-зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
Основной вопрос, который я ставила перед собой: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, мне необходимо было понять условия и факторы, влияющие на здоровье человека.
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей :
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственность, честность, доброту, милосердие);
- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;
- воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);
- воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
- воспитание гуманистических ориентиров в поведении, исключающие жестокость, насилие над личностью;
- воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром.
2. Целостность учебно-воспитательного процесса.
Все аспекты учебно-воспитательного процесса мы направляем на формирование культуры здоровья дошкольников. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования нами всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
3. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий.
Использую в своей работе игротреннинги и игротерапию в свободное время; динамические паузы во время занятий, по мере утомляемости детей. Для всех детей в качестве профилактики утомления включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики. Написала программу
«Здоровье» для работы с детьми с нарушением слуха и интеллекта. Разрабатываю занятия по этой программе и провожу их один раз в месяц
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.
5. Создание условий для развития двигательной активности, учитывая индивидуально-личностные возможностей ребёнка.
В процессе обучения и воспитания детей я прививаю им навыки и привычки здорового образа жизни, любовь к спорту и активному образу жизни. Физическое воспитание детей предоставляет большие возможности и для нравственного развития ребенка. Именно грамотным физическим воспитанием детей создается необходимая благоприятная почва для нравственного воспитания детей, формирования положительных нравственных качеств и черт характера ребенка, то есть для воспитания ребенка в целом. Характер физического воспитания детей зависит от возраста ребенка, его физического развития и состояния здоровья. Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта я направлю на решение задач двух типов.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма.
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактику простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность пронизывает всю мою работу по физическому и нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта и слуха, в том числе и при осуществлении общих задач. Физическое воспитание я провожу в повседневной жизни и на специальных занятиях. В режиме дня выделяю специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей : режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка, прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Все занятия по физическому воспитанию в группе я строю так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, провожу подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого планируемого мною занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика моей работы с детьми с нарушениями интеллекта и слуха состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. На каждом занятии я планирую специальную работу по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия, развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности. Правильно определяю количество упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечнососудистой системы и снижение простудных заболеваний.
Большое разнообразие воспитательных моментов физкультурного направления позволяет мне решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Работу в системе физического воспитания я осуществляю при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
- гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков);
- естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);
- физические упражнения.
Физические упражнения позволяют мне в значительной степени снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей. Мои наблюдения показали, что на разных по характеру деятельности занятиях у дошкольников с нарушением слуха и интеллекта максимальный эффект можно получить при разных режимах смены физической и умственной нагрузки. Помимо этого, оптимизация учебно-воспитательного процесса повышает его эффективность и дает возможность ребенку усваивать больший объем знаний, затрачивая меньше усилий.
Одним из важных условий физического развития детей я считаю обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении необходимо обеспечение педагогического руководства двигательной деятельностью дошкольников, в том числе и самостоятельной. В своей работе я использую дифференцированный подход, позволяющий обеспечить максимальное развитие каждого в соответствии с возможностями, мобилизацию активности и самостоятельности. Развитию двигательных навыков детей, повышению их двигательной активности в своей работе я уделяю особое внимание, которое отражается при ежедневном планировании двигательной активности [2; 4]. При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями слуха и интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий.
В основе нравственного развития личности лежит формирование ее нравственного опыта, в котором синтезируются, прежде всего те нравственные действия, которые приобретают для человека определенную значимость и порождают необходимую интеллектуальную и эмоциональную активность. Передо мной стоит задача улучшать нравственное здоровье детей, помочь им организовать свою деятельность, в процессе которой они приобретут опыт моральных отношений. Процесс нравственного здоровья нельзя обрекать на стихию, его следует прогнозировать и тщательно планировать. [1, 59]. Обучение детей с нарушением слуха и интеллекта нормам культуры поведения и здорового образа жизни я осуществляю в совместной игре и совместном труде. В деятельности, особенно игровой, создаю ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения и здорового образа жизни. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения и здорового образа жизни, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты. Организуя деятельность детей, я создаю условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости. Важной особенностью является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, я использую самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома, с целью обогащения знаний о правилах культуры поведения и здорового образа жизни и развития физического и нравственного здоровья.
[3, 5].Гармоничное развитие дошкольника с нарушением интеллекта и слуха без активного участия его родителей в образовательно-оздоровительном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания я считаю особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у детей нашей группы формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Другой важной роль семейного воспитания я считаю – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом. Мы совместно с семьями стремимся к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Выявляя потребность образовательно-оздоровительных потребностей семей воспитанников позволяет нам варьировать спектр образовательных и оздоровительных услуг.
Результатом нашей работы по фомированию,сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении является повышение посещаемости детей и снижение уровня заболеваемости.
Список литературы
1. Ералаева С. Г. Представления дошкольников с отклонением в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени.
//Дефектология, 57.- 67с.
2. Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. -Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. //Под. Ред. Л. П. Носковой. -М, 1984, 74-89. с.
3. Хорош С. М. Влияние позиций родителей на развитие аномального ребёнка. // Дефектология. -1991.-№3.
4. ЧудновскийВ. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологические исследования. - М. Педагогика, 1981г.