МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа

Яна Михайлова
Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа

Сегодня в нашей стране развиваются разнообразные формы приобщения дошкольников к традиционной культуре и фольклору.

В нашем детском саду изучение материала начинается на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, дополнительных занятиях по фольклору, русской традиционной культуре, а также посещений музеев города.

Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа» размещена в разделах

Занятия по русской традиционной культуре я провожу по дополнительной общеразвивающей программе «Жар-птица», которая прошла экспертизу в КРИПКиПРО 2017 году. Программа построена и ориентирована на народный календарь-месяцеслов. Занятия проводятся в мини-музее детского сада «Кукольный сундучок».

«Народный календарь» помогает дошкольникам узнать, как жили наши предки. На Руси календарь называли месяцесловом. Это аграрный или народный календарь. Наряду с ним существовали и использовались церковный и гражданский. Все три календаря в чем-то были схожими, а в чем-то сильно различались. Поэтому возникала довольно часто путаница. В народном календаре указывались события, связанные с жизнью крестьян – когда проводить те или иные работы. Это своеобразная энциклопедия народной жизни – дневник будней и праздников, обычаев и культуры того времени. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, народными праздниками, то это и будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.

Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности.

Без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической личности)». Г. Н. Волков

«Народный календарь» - это обращение к генетической памяти народа. Стихия народной игры, народной музыки, различные формы организации жизни детей и их родителей в стиле народного календаря – всё это обеспечивает эффективное приобщение подрастающего поколения к русским национальным традициям, к национальной идее.

Представляю вашему вниманию «Шуточный народный обряд похороны насекомых».

В традиционной культуре русских существует обряд «Похорон мух и тараканов». Муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух, который будет представлен на экране.

В XIX веке писателем и этнографом С. В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван «потешным». Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями, выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» или полотенцем и приговаривать:

«Муха по мухе, летите мух хоронить» или

"Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать.

Муха муху ешь, а последняя себя съешь".

Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако "кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т. к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова". Максимов также пишет, что "обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье, и на Покров, и на некоторые другие праздники".

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября - свадебные недели. Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:

"Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком -

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали".

(Тверская губерния)

Уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

Пословицы и поговорки:

• «В Семёнов день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы в доме не водились»;

• «Убьёшь муху до Семёного дня - народится семь мух,

Убьёшь после Семеного дня – умрёт семь мух»;

• «Мухи, блохи, вон, хозяйка идёт в дом!

Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идёт в дом»;

- «Клопы, блохи, цыгане (тараканы) вон из избы, скот на двор»;

- «Рожь с поля – муха в поле»;

- «Как у нас на поле не осталось хлеба на корню,

Так и у нас не оставайся ни мух, ни блох, ни клопов, ни тараканов».

При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе).

Но, есть и другие насекомые, которых люди охраняли и для этого придумывали различные приметы и рассказывали их детям, чтобы они бережно относились к насекомым.

Например:

Божья коровка — полезное насекомое, которое вызывает у людей умиление. Маленький красный жучок с чёрными точками не проявляет агрессии к людям и уничтожает опасных садовых вредителей, в том числе тлю и личинок бабочек. Наши предки считали, что он является посланником самого Господа — передаёт ему просьбы людей и доносит до них волю Всевышнего, и ассоциировали с ней множество суеверий. Дети испокон веков любят божьих коровок. В детстве, если божья коровка садилась нам на руку, мы рассказывали ей стишок:

«Божья коровка, лети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного, белого,

Только не горелого» .

Она слушала внимательно, и мы ее подбрасывали на небо.

«Божья коровка,

Лети на небо –

Дам тебе хлеба!

Божья коровка,

Лети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки –

Всем по одной,

А тебе ни одной!»

Прикреплённые файлы:

mihailova-jae_914ku.pptx | 6006,79 Кб
 
Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа
Опубликовано: 22 июня 2022 в 10:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД