Яна Михайлова
Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в нашей стране развиваются разнообразные формы приобщения дошкольников к традиционной культуре и фольклору.
В нашем детском саду изучение материала начинается на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, дополнительных занятиях по фольклору, русской традиционной культуре, а также посещений музеев города.
Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников на основе традиционной культуры русского народа» размещена в разделах
Занятия по русской традиционной культуре я провожу по дополнительной общеразвивающей программе «Жар-птица», которая прошла экспертизу в КРИПКиПРО 2017 году. Программа построена и ориентирована на народный календарь-месяцеслов. Занятия проводятся в мини-музее детского сада «Кукольный сундучок».
«Народный календарь» помогает дошкольникам узнать, как жили наши предки. На Руси календарь называли месяцесловом. Это аграрный или народный календарь. Наряду с ним существовали и использовались церковный и гражданский. Все три календаря в чем-то были схожими, а в чем-то сильно различались. Поэтому возникала довольно часто путаница. В народном календаре указывались события, связанные с жизнью крестьян – когда проводить те или иные работы. Это своеобразная энциклопедия народной жизни – дневник будней и праздников, обычаев и культуры того времени. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, народными праздниками, то это и будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.
Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности.
Без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической личности)». Г. Н. Волков
«Народный календарь» - это обращение к генетической памяти народа. Стихия народной игры, народной музыки, различные формы организации жизни детей и их родителей в стиле народного календаря – всё это обеспечивает эффективное приобщение подрастающего поколения к русским национальным традициям, к национальной идее.
Представляю вашему вниманию «Шуточный народный обряд похороны насекомых».
В традиционной культуре русских существует обряд «Похорон мух и тараканов». Муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух, который будет представлен на экране.
В XIX веке писателем и этнографом С. В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван «потешным». Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями, выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» или полотенцем и приговаривать:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или
"Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать.
Муха муху ешь, а последняя себя съешь".
Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако "кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т. к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова". Максимов также пишет, что "обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье, и на Покров, и на некоторые другие праздники".
Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября - свадебные недели. Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:
"Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком -
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали".
(Тверская губерния)
Уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.
Пословицы и поговорки:
• «В Семёнов день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы в доме не водились»;
• «Убьёшь муху до Семёного дня - народится семь мух,
Убьёшь после Семеного дня – умрёт семь мух»;
• «Мухи, блохи, вон, хозяйка идёт в дом!
Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идёт в дом»;
- «Клопы, блохи, цыгане (тараканы) вон из избы, скот на двор»;
- «Рожь с поля – муха в поле»;
- «Как у нас на поле не осталось хлеба на корню,
Так и у нас не оставайся ни мух, ни блох, ни клопов, ни тараканов».
При этом, последним снопом либо мели по полу, либо трижды делали крестное знамение в избе (или просто махали в воздухе).
Но, есть и другие насекомые, которых люди охраняли и для этого придумывали различные приметы и рассказывали их детям, чтобы они бережно относились к насекомым.
Например:
Божья коровка — полезное насекомое, которое вызывает у людей умиление. Маленький красный жучок с чёрными точками не проявляет агрессии к людям и уничтожает опасных садовых вредителей, в том числе тлю и личинок бабочек. Наши предки считали, что он является посланником самого Господа — передаёт ему просьбы людей и доносит до них волю Всевышнего, и ассоциировали с ней множество суеверий. Дети испокон веков любят божьих коровок. В детстве, если божья коровка садилась нам на руку, мы рассказывали ей стишок:
«Божья коровка, лети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного, белого,
Только не горелого» .
Она слушала внимательно, и мы ее подбрасывали на небо.
«Божья коровка,
Лети на небо –
Дам тебе хлеба!
Божья коровка,
Лети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки –
Всем по одной,
А тебе ни одной!»