Юлия Волковая
Формирование образной речи у старших дошкольников средствами комментированного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, что предметно – развивающая среда мобильна, изменчива. Меняться содержание должно в зависимости от темы недели или темы проекта. Рассмотрим, как меняется ПРС с учетом темы надели в нашем саду «Мир осенней природы», используя рисование. Я бы хотела показать, как мы оснащаем среду с помощью нетрадиционных техник рисования. Для начала поговорим о центре творчества.
Главная функция – стимул, побуждающий ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий.
2 слайд
Публикация «Формирование образной речи у старших дошкольников средствами комментированного рисования» размещена в разделах
0рганизующая функция - цель этой функции предложить ребёнку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение центра ориентирована на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. В центре зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание центра каждой деятельности соответствует "зоне актуального развития"(делает сам) самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" (делает совместно со взрослыми) самого сильного в группе ребенка.
3 слайд
Оснащение центра:
В центре творчества размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.
Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования, материал для нетрадиционного рисования.
Следует опираться на гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.
4 слайд
Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей. Делается небольшая выставка репродукций известных художников, рядом стульчик – место для встреч с прекрасным готово!
Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (Дымковские, Филимоновские, Гжель).
Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. В нашей группе мы постарались создать максимально комфортные условия для развития детского художественного творчества, учитывая возрастные и психофизические особенности детей, их интересы, сезонные явления, даты календаря, лексические темы. Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
Кроме того, целесообразно вывешивать наиболее удачные работы в самом центре творчества.
Интегративная направленность рисования
5 слайд
Обратим внимание на центр «Познания». Выставка работ соответствует тематике недели. Играли в дидактическую игру «Угадай, с какого дерева лист»
6 слайд
Центр книги. Опять же подобрана литература по теме, детские работы соответствуют.
7 слайд
Центр природы.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму.
Хочется обратить внимание, что в основном мы представили работы, выполненные в нетрадиционных техниках рисования
8 слайд
Я бы хотела остановиться на таком приеме рисования, как комментированное рисование.
Самый простой вариант использования: рисует ребенок и комментирует свои действия. Как бы разговаривает красками. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.
Следующий прием - рисование в парах. .Рисование в парах. Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось.
• Расскажи, что у вас получилось?
• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?
• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
Следующий прием - «Вхождение в рисунок» - предлагается войти в рисунок, описывая, что в это время происходит. Происходит развитие пространственного мышления, формировать умение описывать в речи воображаемую ситуацию, связываю ее содержание с содержанием рисунка.
«Оживление картины» - распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.
«Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель
демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его.
Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет
изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему
самостоятельно. (техника – кляксография)