Папки-передвижки

Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации

Елена Петрова
Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации

Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности. Процесс познания окружающего мира происходит через взаимодействие ребенка с окружающим миром. Но процесс познания у ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей. Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Дети с нарушением зрения не умеют быстро приспосабливаться, адаптироваться к окружающей действительности и очень тяжело переживают свою непохожесть со зрячими детьми. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания.

Публикация «Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации» размещена в разделах

Ребенок с нарушением зрения вынужден в процессе познания и общения опираться на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность). Поэтому, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с нарушением зрения, так как помогает ребенку получить конкретные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. Мы должны дать возможность обрести детям с нарушением зрения тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

Поэтому педагогам необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания используя различные приемы работы: предметно-практическую деятельность; проведение пальчиковых игр, массажа; графические работы.

Мной была разработана дидактическая игра на тактильное восприятие для старших дошкольников «Одень куклу по сезону».

Актуальность данной игры объясняется потребностью зрительного восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, при непосредственном контакте с ним через тактильное восприятие и в правильном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимание.

Закреплять умения узнавать на ощупь ткань, из конкретного материала.

Формировать умения сопоставлять ткань с картинкой одежды и временем года.

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Правила игры:

1 этап. Ребенку предлагается картинка с изображением животного(1) и растения (2, которые он должен назвать при этом тактильно их обследовать.

2 этап. Ребенок с открытыми глазами обследует кусочки ткани сделанные из шерсти животного (1) и растения (2).

3 этап. Ребенок с закрытыми глазами обследует кусочки ткани из овечьей шерсти (1, хлопка (2) и выбирает лишний.

4 этап. Ребенок с открытыми глазами по картинкам с изображением одежды зимней (1, летней (2) называет ее (одежду).

5 этап. Ребенок с открытыми глазами тактильно обследует кусочки ткани с опорой на картинки с изображением зимней одежды (1, летней одежды (2) и называет животного (1, растение (2) из которого сделана эта одежда.

6 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать тактильно кусочек ткани варежек (1, джинсовых брюк (2).

7 этап. Ребенок с открытыми глазами рассматривает картинки с изображением всех времен года и называет их.

8 этап. Ребенок с открытыми глазами выбирает из представленных картинок холодное

время года (1, теплое время года (2).

9 этап. Ребенку с открытыми глазами предлагается выбрать картинки с изображением одежды которую носим в холодное(1, теплое (2) время года.

10 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать ткань для холодного (1, теплого (2) времени года.

11 этап. Ребенку предлагается с открытыми глазами одеть куклу для холодного (1, теплого (2) времени года в одежду из тканей (картинок с изображением одежды).

Игра рассчитана на старший дошкольный возраст.

6. Литература:

1. Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // Самара : СГПУ. 2007.

2. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения// Саратов. 2006.

3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. // М. : РАОИКП. 1999.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л. И. Плаксиной // М. : Экзамен. 2003.

Публикации по теме:

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире Введение Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления.

Формирование доброты и отзывчивости у старших дошкольников Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного.

Формирование двигательной культуры у старших дошкольников Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является сохранение, укрепление и охрана физического и психического здоровья.

Формирование культуры речи старших дошкольников средствами поэзии Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней. Чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: - О! Как же ты.

Формирование образной речи у старших дошкольников средствами комментированного рисования Мы знаем, что предметно – развивающая среда мобильна, изменчива. Меняться содержание должно в зависимости от темы недели или темы проекта.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи старших дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование связной речи старших дошкольников» Подготовила: воспитатель Меркулова Валерия Алексеевна Овладению.

Отчет по самообразованию «Формирование культуры поведения старших дошкольников» Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. С малых лет ребенку необходимо привить нормы поведения.

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Дошкольный период – время, когда развивается и формируется «фундамент» личности ребенка. Особенно важен этот период для дошкольника с нарушением.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации
Опубликовано: 4 марта 2017 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД