Ирина Еловикова
Формирование основ гражданственности у старших дошкольников с помощью информационно-коммуникативных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ гражданственности
у старших дошкольников с помощью
информационно-коммуникативных технологий.
подготовила учитель-логопед Еловикова Ирина
Хочется поделиться опытом работы по воспитанию у детей любви к Родине. Наша Родина - это место, где мы родились и живем, а взрослые - проводники в увлекательный мир истории народа, родного края. Знание истории своего города, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Цели и задачи совместной деятельности с детьми по данной теме всецело соответствуют задачам модуля «ПроПермь: Прогулки по городу», направленного на социализацию ребенка старшего дошкольного возраста, воспитание у него основ гражданственности и формировании интереса, любознательности к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми.
Публикация «Формирование основ гражданственности у старших дошкольников с помощью информационно-коммуникативных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Для формирования знаний и представлений старших дошкольников о родном городе я использовала электронную переписку своих воспитанников со сверстниками из Германии, города Бремена. Этот педагогический приём стал очень хорошим стимулом повышения мотивации, интереса детей к памятникам и достопримечательностям родного города. Ведь чтобы интересно и увлекательно рассказывать о чём-то другим, необходимо и самим обладать определёнными знаниями. Кроме того, эта работа способствовала развитию монологической, диалогической речи, желания содержательно общаться, формированию толерантности к представителям другой страны. Интересным было и само общение через интернет - дети чувствовали свою ответственность и значимость, данная форма общения приблизила их к далеким, казалось бы, сверстникам и вызвала желание узнать больше о незнакомой далекой Германии, родине сказочников братьев Гримм.
Идея переписки появилась тогда, когда дети начали больше узнавать о родном городе Перми. Нам захотелось поделиться своими знаниями со сверстниками из другого города или даже страны. И такая возможность вскоре представилась - нам написали дети из немецкого города Бремен, рассказали о себе и своем городе, прислали много фотографий, а мы предложили им переписываться. В написании писем немецким детям принимали участие все воспитанники. Мы провели большую предварительную работу по уточнению и формированию знаний детей о родном городе. Нами были использованы такие приемы как:
- проведение беседы на тему «Что вы знаете о Перми?»;
- рассматривание иллюстраций, открыток и фотографий различных объектов города;
- анкетирование родителей «Расскажите детям о Перми»;
- организация дидактических настольных игр «Наше Прикамье», «Родной город», «Пермские загадки» и др.
- посещение памятных мест города с родителями;
- фотопрезентация «Город на Каме»;
- рисование «Мой любимый город Пермь»;
- изготовление альбома с рисунками и подарочная презентация его детям старшей группы;
- составление рассказов о городе, заучивание стихов и загадок о памятных местах Перми.
Итогом этой работы стало совместное изготовление карты нашего города, на которой мы отмечали все знаменательные места и достопримечательности в рисунках и фотографиях. Эта идея увлекла и захватила детей. Они с живым интересом раскладывали фотографии достопримечательностей на карте, ориентируясь по схеме не хуже взрослых, указывали их расположение и название улиц города. Во время изготовления карты дети делились своими впечатлениями от пребывания на речном вокзале, в музеях, на эспланаде. Многие мальчики заинтересовались музеем оружия в Мотовилихе и побывали там с родителями. Когда карта была закончена, дети с восторгом рассматривали то, что получилось. Они с гордостью показывали свою работу родителям и гостям группы, делились своими знаниями. В течение года дети часто использовали эту карту в сюжетно-ролевых играх «Путешествие по городу», «Мы - экскурсоводы», «Покажем гостям Пермь».
Немаловажным аспектом в воспитании любви к родному городу у наших детей было создание ими единого альбома с рисунками о нашем городе «Я люблю Пермь». Это задание тоже очень захватило детей. Они самостоятельно выбирали объект для изображения, рассматривали фотографии, создавали эскизы, а затем выполнили рисунки в красках и собрали все их в один альбом. Было решено подарить этот альбом детям старшей группы. Для этого мы пригласили малышей к себе и устроили презентацию альбома. Дети читали стихи, загадывали загадки, рассказывали о том, что им нравится в нашем городе и показывали это на своих рисунках. В конце мероприятия наши ребята вручили альбом детям старшей группы и выразили надежду, что они тоже будут изучать свой родной город, узнавать его и любить.
Завершающим этапом в реализации задачи формирования интереса к родному городу стало составление писем сверстникам из Германии. Первое письмо мы получили из Бремена в октябре. В нем немецкие дети рассказывали о том, как называется их город, на какой реке он стоит, что в нем есть интересного, а также рассказали о своей жизни в детском саду.
Это письмо нашло живой отклик у наших воспитанников и им захотелось в свою очередь рассказать бременцам о Перми. Мы предложили составить ответ для немецких детей. В нем мы рассказали о своих увлечениях, победе в олимпийских состязаниях со сверстниками из соседних садов и, конечно, о городе, в котором мы живем. Нам удивило интересное совпадение в том, что название наших групп было одинаковым - наша группа носит название «Звездочки» и бременские дети - тоже «Звезды»!
В дальнейшем наша переписка получила развитие - пермяки с удовольствием рассказывали о том, как провели Новый год, куда ходили с родителями, что интересного видели в городе, чем занимались в каникулы. А бременцы делились своими впечатлениями от Рождества, пряничного домика и рождественской елке на центральной городской площади. Мы переписывались с ними в течение года, а потом собрали письма и фотографии в большой альбом, который дети с удовольствием рассматривали.
Таким образом, воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подводим их к пониманию, что город - это частица их большой Родины, за которую они испытывают гордость и проявляют чувство сопричастности к истории своей страны. А это очень важно для формирования активной личности гражданина.