Получи документы

Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ольга Афанасьева
Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ознакомление детей с нарушением интеллекта с основами здорового образа жизни-важная педагогическая задача. Над проблемой формирования ЗОЖ с задержкой психического развития и речевыми нарушениями много занималась исследователь И. М. Новикова.

Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта и выявить общие для них особенности этих представлений:

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)» размещена в разделах

Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях детского дома, только самые элементарные сведения об этом.

Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.

Развитие у детей с нарушением интеллекта элементарных представлений о ЗОЖ направленно на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта во многом зависит от целенаправленной систематической коррекционно - воспитательной работы в учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив учреждения.

Технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:

Работа с детьми

Содержание работы с детьми по формированию представлений детей с нарушением интеллекта о ЗОЖ

Формирование когнитивного компонента представлений :

-сообщение новых сведений;

-закрепление представлений, умение и навыков

Развивающая работа с детьми :

-развитие способностей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.

Воспитательская работа с детьми :

-формирование мотивации и потребности ЗОЖ;

-профилактика негативного поведения.

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

Принцип научности и достоверности;

Принцип доступности;

Принцип наглядности и занимательности;

Принцип природосообразности;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода;

Принцип комплексного и интегративного подхода;

Принцип активности и сознательности.

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

Доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

Соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;

Реализация коррекционно- воспитательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность воспитанников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

Определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослыми действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция, игра)

Организация здоровьесберегающего пространства

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качество воздушной среды на территориях и в помещениях детского дома.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского дома проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК, сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо- и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игра, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ.

Работа с родителями

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация.

Для обучения родителей способом организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных консультаций для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе которых в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи-наблюдение за разнообразной деятельностью воспитанников в детском доме.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 13:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД