Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников

Виктория Цаер
Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения семейных традиций, определяющейся огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, социально-нравственная культура, семейные традиции, нравственные ценности.

У каждого человека Родина она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста является привитие любви к родному человеку.

В. А. Сухомлинский писал: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери …».

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

История, культура и традиции семьи — это своеобразный «родительский сундучок».

Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.

Это — живая легенда и бабушкины рассказы, трудовые достижения отцов и дедов.

Это - опыт хозяйственного освоения и его вековая культура.

Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться.

Именно поэтому мы обратили внимание детей к нравственным ценностям человека.

Воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, родной природе, семье, дому, нужно с раннего детства. В настоящее время существует много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

Мы живем и работаем в городе Юрга, которая богата своими обычаями и традициями. И нам захотелось помочь детям узнать, чем необыкновенна каждая семья, особо выделив характерные особенности каждой семьи, доступно показать красоту и особенности семей. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.

Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Огромное влияние на развитие личности младшего дошкольника оказывает культура семьи. Важнейший элемент культуры семьи это семейные традиции. Традиции семьи способствуют формированию определенной направленности поведения ребенка, включающей сдержанности, вежливость почтительное отношение к людям старшего возраста. В беседах о семейных традициях побуждаем детей высказывать свое мнение о том, чем отличаются семьи друг о друга, как по-разному в них проводится свободное время, какие увлечения есть у них самих и у них близких.

Нами были определены задачи:

Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций.

Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т. д. по отношению к своим родным, близким.

В нашей группе также формируются маленькие традиции:

раз в месяц мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;

в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;

каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм, поход с родителями и т. д.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Так как игра это ведущая деятельность ребенка, поэтому мы прививаем детям все навыки и знания с помощью игр:

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; «Больница», «Детский сад».

Игровые ситуации: «Собираемся на прогулку», «Готовим ужин», «День рождения дочки и сыночка», «Едем в магазин», «Делаем прививки».

Мы учим детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.

Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Для ребёнка нет ничего важнее, чем любовь его родителей, забота сестёр и братьев, ласка и одобрение бабушки и дедушки.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Семья - это наш оберег, защита и место, где мы чувствуем себя счастливыми. Особенно, если мы создали ее с правильным человеком и сами стали любящим. Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы или растем или деградируем. Общество и целые страны начинаются именно с семьи.

Список литературы

1. Астахов, П. А. Я и семья [Текст]/ П. А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009.

2. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]/ Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Заозёрская, Н. И. Учусь жить среди людей [Текст]/ Н. И. Заозёрская, И. Ф. Мулько. - М.: «Пресс А», 2001.

4. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

5. Шапошникова, С. В. Групповая традиция в детском саду [Текст]/ С. В. Шапошникова. – М.: «Учитель», 2007.

Публикации по теме:

Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»Подкопаева И. И., Ковалева.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к малой Родине С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы,.

Формирование ценностных отношений к своей малой Родине посредством познавательно-творческих проектов У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины.

Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации.

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой Родине» Цель: Актуализировать знания педагогов.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к малой Родине СТАТЬЯ «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 56 Калининского района.

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине В дошкольном возрасте происходит формирование.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников»Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине у дошкольников» Воспитание у дошкольников любви к малой родине (из опыта работы) Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким.

Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой Родине в процессе реализации проекта Дошкольное воспитание Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников
Опубликовано: 3 мая 2018 в 19:07
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект интегрированного занятия «Грибы съедобные-несъедобные» с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы «Грибы: съедобные-несъедобные» Описание материала: данный конспект может быть полезен...
Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...