Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников

Наталья Стародымова
Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

С целью реализации этой задачи  проводятся различные игры по сенсорному развитию детей, и самый универсальный из них дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Перед тем как приступить к работе с блоками, я начала изучать эту технологию, она меня заинтересовала, но начинать работу надо с простого и с детьми младшего возраста.

Применяя логические блоки Дьенеша в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, разработала этапы ознакомления детей с новыми играми.

Внесение нового пособия (игры) в группу. Познакомила детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятием «логический блок», с его цветом, формой, размером.

Знакомить с блоками начала с простого: выкладываю набор перед ребенком, он играет (надо же все потрогать, подержать в своих руках).

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша.

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Система работы по использованию блоков Дьенеша строится поэтапно: в образовательной деятельности, осуществляемой в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности в режимах. Работу с блоками Дьенеша следует начинать с первой младшей группы. Начинать надо с самого простого — познакомиться с ними (рассматривание блоков).

Для этого выкладывала перед детьми наборы и давала им вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе исследовательской деятельности с блоками, дети установили самостоятельно, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Во второй младшей группе начать лучше с того, что предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками Дьенеша. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»). Усложняется работа по схемам по стрелочкам.

Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек)

Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Дидактическая игра «Продолжи ряд» Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием

Я с детьми играю найди такие же фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).Найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие и т. д.).Назови какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине).

Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.

"Садовник" - посадить красивые цветы на клумбах. Цель: развивать быстроту реакции, смекалку, сообразительность, самостоятельность, находчивость, внимательность.

Непрерывная образовательная деятельность с использованием блоков Дьенеша. Формирует у детей представление о таких математических понятиях как один и много, ни одного, учит сравнивать два предмета, закрепляет знания о геометрических фигурах, учит работать по образцу (схеме, путем накладывания блоков на изображение.

Дидактическая игра «Загадки без слов» Цель: расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Дидактическая игра «Найди пару» Цель: проявляет внимание, способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.

Дидактическая игра «Засели домики»Цель: правильно классифицирует свойства.

Дидактическая игра «Кошки – мышки»

Цель:  правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре.

Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: способен логически мыслить, умеет рассуждать

Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. «Логические блоки Дьенеша» вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Использовать блоки можно как часть непрерывной образовательной деятельности, как комплексные, так и интегрированные. Можно использовать в аппликации, в рисовании - помогают ориентироваться на плоскостях; в конструировании - ориентироваться в пространстве; в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной детской деятельности. Логические блоки хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной школы.

Применяя данное средство на протяжении двух лет своей работы, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал т. к. он подходит детям любого возраста и с его помощью можно решить самые разнообразные педагогические задачи, данный материал дает возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения.

Прикреплённые файлы:

-vystuplenie-na-27-aprelja_sdgb5.pptx | 4679,49 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

«Формирование экологических представлений у детей через дидактические игры». В последние годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников – основные.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения. Содержание: Введение.

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений 1. «Домино» Цель: научить детей находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.

Дидактические игры, как способ закрепления математических представлений Цель: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Задачи: Образовательные: Учить.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы РАЗ, ДВА, ТРИ ИЩИ Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Материал. Одноцветные.

Методическая разработка «Формирование математических представлений через дидактические игры у дошкольников» «Методическая разработка» Гордеева Елена Александровна - воспитатель Проект по математике для детей 6-го года жизни Тема: «Формирование.

Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Высшая форма чистого мышления заключается в математике» Платон. «Система работы: развитие элементарных математических представлений у.

Развитие математических представлений у младших дошкольников посредством проектной деятельности Куракина А. О., воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Невского района г. Санкт-Петербурга Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Формирование математических представлений через дидактические игры у младших дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 16:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...