Елена Тихонова
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годовой задачи по ранней профориентации дошкольников
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
Публикация «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями» размещена в разделах
Согласно Д. Б. Эльконину в дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении контактов детей со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде взрослых дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами : за свой труд взрослые получают деньги.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и углубить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Проблема состоит в том, что дошкольники очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, способствуют формированию сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у дошкольников отражены в ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям организации реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
Содержание образовательной области «СК развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. (текст слайда – цели, задачи).
Рассмотрим компоненты трудовой деятельности :
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему он это делает. Мотивы могут быть разными:
- потребность в положительной оценке взрослых;
- самоутверждение;
- потребность в общении со взрослым;
- желание чему-то научиться;
- общественные мотивы (приносить пользу другим).
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат, наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. (пришло время вспомнить наши схемы трудовых действий, которые мы составляли по книге Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир»).
Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.
Трудовые действия – это то, при помощи чего
осуществляется цель и достигается результат.
Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, вытереть пыль, способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале планирование полностью осуществляется воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы инструменты, располагает их в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию. Наиболее сложным является планирование детьми 6 – 7 лет коллективной работы – распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
В соответствии с ФГОС ДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
А сейчас мы немного поиграем – «Составь пословицу».
К следующему семинарскому занятию, которое состоится в декабре:
составить перспективный план по ознакомлению с трудом взрослых :
- в соответствии с лексическими темами/ с профессиональными праздниками;
- с учетом видов труда в ДОУ :
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
- с учетом многообразия форм работы по ранней профориентации :
- организованная образовательная деятельность;
- совместная трудовая деятельность, организация
практических трудовых действий;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- наблюдения за трудом взрослых;
- коммуникативная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки, виртуальные экскурсии